РИГА, 18 апр — Sputnik. В идентификации и перехвате самолетов в международном пространстве нет ничего сверхъестественного, объяснил норвежской газете Dagbladet представитель оперативного штаба Вооруженных сил Норвегии капитан Брюньяр Стурдал. Полный текст статьи публикует портал ИноСМИ.
Вылет для опознания
Важнейший вклад Норвегии в деятельность альянса состоит в том, что самолеты на базе в Будё находятся в 15-минутной готовности и в течение года десятки раз вылетают на задание, чтобы идентифицировать и перехватить российские самолеты.
Все самолеты, перехваченные или идентифицированные военно-воздушными силами Норвегии за последние 30 лет, были российскими. Идентификация всех самолетов происходила в международном воздушном пространстве или над нейтральными международными водами.
Взаимное внимание
В 2007 году — параллельно с намерениями президента Владимира Путина расширить присутствие России на международной арене — резко возросло количество вылетов норвежских истребителей, пишет министерство обороны в одном из отчетов.
"Команда на вылет поступает, когда самолеты настолько близко подходят к норвежскому воздушному пространству, что норвежские самолеты должны подниматься в воздух с базы в Будё, чтобы идентифицировать самолеты, которые обычно летят без сигнала опознания. Мы видим на экране радара неизвестную цель и должны определить, что это такое", — говорит представитель оперативного штаба армии капитан Брюньяр Стурдал.
Стурдал рассказал, что русские, в свою очередь, идентифицируют норвежские самолеты, находящиеся вблизи российской территории.
"Идентификация на море и в воздухе — обычная вещь", — говорит Стурдал.
Бывший пилот F-16 старший лейтенант Гейр Эдегорд поясняет, каким образом норвежская сторона идентифицирует российские самолеты.
"Задача состоит в том, чтобы идентифицировать и перехватить самолеты до того, как они войдут в норвежское воздушное пространство. Это показывает, что мы внимательно следим за тем, что происходит, и реагируем на это. Кроме того, мы получаем данные о том, сколько самолетов появляется, какой это тип самолетов и как часто они появляются", — говорит он.
Рутина без агрессии
В прошлом году российский МиГ-31 пролетел в опасной близости от норвежского F-16. Самолеты находились на расстоянии примерно 20 метров друг от друга.
Военные сообщают, что подобные эпизоды происходят очень редко, и в большинстве случаев все проходит спокойно. Большинство вылетов — обычная рутина без всякой агрессии, но старший лейтенант Палле Эдстебё из штабной школы армии говорит, что близкие пролеты могут быть опасными.
"Это не несет в себе никакой угрозы в том смысле, что это может развязать войну. Но есть определенная доля риска, поскольку может произойти авария", — говорит он.
Количество вылетов показывает, что активность русских вблизи норвежского воздушного пространства постоянно росла с 2007 года. Кульминационным был 2014 год. После этого активность стала спадать и в 2015 году, и в 2016-м. Эксперты объясняют это использованием ресурсов в Сирии.
"Спад в прошлом году — это интересно, и единственное объяснение, которое мы можем предложить, состоит в том, что их ресурсы были задействованы в Сирии", — говорит Эдстебё.