К инвестициям компании airBaltic в Латвии приковано напряженное внимание. Предыдущая сделка по покупке самолетов в конечном итоге привела к смене министра сообщений, а косвенно — стала одной из причин падения предыдущего кабинета министров. Новый немецкий инвестор и акционер Ральф Дитер Монтаг-Гермес был допущен в авиационный бизнес Республики только при условии, что компания не станет покупать российские самолеты SSJ-100, какими бы хорошими они не были.
- Латвийская компания airBaltic покупает новые самолеты. А за старые расплатились?
- В какой срок airBaltic планирует окупить вложенные Латвией 80 миллионов евро?
— В наших планах стоит 2021 год. Конечно, что-то может пойти не так. Например, могут измениться цены на авиакеросин, или существенно изменится логистика. Но мы, планируя возврат денег, стараемся предусмотреть различные риски и подготовиться к ним.
- Какие самолеты будут заменены и почему?
— CS300 заменят Boeing, которые сегодня использует наша компания. Причина на поверхности: CS300 — самые современные самолеты, позволяющие экономить до 20% топлива, а также существенно расширить географию наших полетов. Мы первая авиакомпания, которая вводит такие самолеты. Вводить мы их будем постепенно, снижая возможные риски. Какое-то время старые и новые самолеты будут летать одновременно. Если все пойдет гладко, а мы на это очень рассчитываем, Boeing будут заменены.
- Куда пойдут старые самолеты?
— Старые — это очень сильно сказано. Мы — авиакомпания с одним из самых современных авиапарков. Наш турбовинтовой парк вообще самый современный авиапарк северной Европы. Реактивные самолеты — тоже относительно новые модели, с хорошей репутацией, и продать их европейским лизинговым компаниям несложно. Хотите спросить, в чем смысл продажи? Повторяю: новые самолеты гораздо экономичнее, и позволят быстрее вернуть инвестиции, вложенные латвийским государством.
- Куда будут летать новые самолеты?
— airBaltic отправляет самолеты по 60 направлениям. Это и Европа, и Россия, и страны СНГ, и Ближний Восток. Теперь, благодаря увеличению радиуса полетов (новые самолеты, и потребляют меньше топлива и летают дальше) становятся доступны Канарские острова, Дубай, Оман и прочие страны.
- Ранее упоминалось, что для полетов на короткие дистанции airBaltic предполагал приобрести самолеты российского производства Sukhoi Superjet. Однако это было прямо запрещено латвийским правительством. Нашли замену Сухим?
— На данный момент нет. Наш авиапарк и так весьма неплох. Турбовинтовые самолеты Bombardier Q400 NextGen, используемые нами для региональных рейсов — одни из лучших самолетов для таких дистанций. Пока мы не видим экономического эффекта от их замены на другие разрешенные самолеты. Какую-то часть рейсов мы со временем отдадим более комфортабельным и быстрым Bombardier CS300, часть будут осуществлять наши сегодняшние машины. Что же касается будущего, то внимательно следим за новинками авиапрома, и если увидим выгодное для Латвии предложение — будьте уверены, мы отреагируем.
Справка Sputnik. В состав воздушного флота airBaltic сегодня входят 25 самолетов трех типов: пять реактивных Boeing 737-500s, восемь реактивных Boeing 737-300, 12 турбовинтовых Bombardier Q400 NextGen.