В Москве и Брюсселе объявили о скором проведении заседания совета Россия-НАТО, который не собирался почти два года. После начала войны на востоке Украины и проведения референдума в Крыму о возвращении полуострова в состав России Североатлантический альянс, как помнят многие, разорвал все отношения с РФ, потребовал резко сократить представительство Москвы в штаб-квартире альянса и перестал пропускать в главный натовский офис российских офицеров и дипломатов, за исключением постоянного представителя России в НАТО.
Но два года натовского карантина никак не повлияли на поведение Москвы. Даже несмотря на срочно созванный в Уэльсе саммит глав государств-членов альянса, который принял решение об усилении защиты восточноевропейских государств перед "российской военной агрессией".
Правда, эти решения, призванные взбодрить союзников по НАТО, пока не принесли руководству альянса никакого зримого результата. Россию напугать не удалось, а выделить 2% своего ВВП в бюджет альянса согласились пока только Эстония и Греция. Афины, надо полагать, из тех средств, что им выделяют для борьбы с экономическими трудностями Евросоюз и Германия. О Таллине говорить не будем, его ВВП и два процента от него в альянсе вряд ли кто заметит.
А вот остальные государства платить за безопасность не торопятся. Литва, например, выделяет в общий котел только 1,1 процента ВВП, Латвия – 0,9%, Польша и Германия – чуть больше Литвы, и только Великобритания, самый верный союзник США, остановилась на 1,7%, но обещала подтянуться.
Не хотят платить
Почему в столицах натовских стран не хотят выделять средства на общую оборону? Во-первых, в действительности они абсолютно не боятся "российской военной агрессии". А во-вторых, им удобно паразитировать на американской военной и финансовой мощи, которую Вашингтон направит в Европу при любом раскладе.
Для США участие в НАТО – это возможность постоянного легитимного присутствия на Старом континенте и активного влияния на все значимые решения, принимаемые правительствами европейских государств (в том числе и по поводу невыгодных Европе санкций в отношении России).
А для этого главнокомандующий силами НАТО в Европе американский четырехзвездный генерал Филип Бридлав становится ретранслятором мифа о "российской военной угрозе". Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг повторяет, как молитву, что устрашение по отношению к России – лучшая политика НАТО в восточном направлении. Не угроза терроризма, который взрывает европейские города – Париж, Брюссель и готов воспламенить всю старую Европу, а именно угроза суверенной политики Москвы.
Именно поэтому США, а не другие страны отправляют на восточные границы альянса четыре с половиной тысячи своих солдат и офицеров, 250 единиц танков, боевых бронированных машин и самоходных артиллерийских установок. Спонсируют открытие центров военного управления в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии, а заодно и завершают строительство базы противоракетной обороны с системой Aegis и противоракетами SM-3 в румынском местечке Девиселу.
Кого бомбить будут?
Американские войска числом в 40 тысяч солдат и офицеров и прежде постоянно присутствовали в Европе – в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Испании, Турции и Великобритании. А в пяти странах Старого континента – Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах и в Турции размещены 200 американских атомных бомб свободного падения В-61; а в Литве и в Эстонии на авиабазах Зокняй и Эмери под Шауляем и Таллином несут боевое дежурство истребители F-16 и Tornado, способные применять эти бомбы по целям на земле.
Становится понятно, как повязаны общей судьбой Вашингтон и другие государства-члены НАТО, в том числе бесчисленными
учениями, которые Пентагон с союзниками проводит на полигонах Восточной Европы, в акватории Балтийского и Средиземного моря с заходами в Черное, в воздухе вдоль российских границ. О том, что все это может вызвать ответную реакцию со стороны Москвы, для которой подобная политика НАТО становится весьма опасной, там предпочитают умалчивать.
А что Россия?
Как реагирует Москва? Пока военное руководство РФ ведет себя на фоне натовских эскапад довольно спокойно, считая, что одна из целей нынешней политики НАТО и США – спровоцировать Россию на разорительную гонку вооружений.
Тем не менее, в российскую армию поступает современное и эффективное вооружение, самые надежные системы обеспечения боя – операция российских ВКС и моряков в Сирии это наглядно доказала всему миру.
Желание Североатлантического альянса продолжить сотрудничество или хотя бы диалог в рамках Совета Россия–НАТО исходит тоже от того, что без Москвы Вашингтон и Брюссель не в состоянии решить серьезные вопросы мировой стабильности. В том числе и в борьбе с терроризмом.
Понятно, что разговор на Совете Россия-НАТО будем очень непростым. Российскому представителю придется выслушать массу претензий от 28 послов натовских государств. И по поводу ситуации на Украине, и по поводу отсутствия необходимой для альянса транспарентности внезапных проверок боевой готовности, по другим проблемам.
Но и России есть что предъявить: поддержку государственного переворота в Киеве, антироссийскую риторику, отсутствие реальной борьбы с терроризмом и даже спонсирование его со стороны отдельных государств НАТО, таких как Турция.
Словом, разговор будет, если он все-таки будет, очень острым. Но здесь дело даже не в победе, важно снова начать разговаривать. Это лучше, чем воевать. И хотя война слов вряд ли в ближайшие годы прекратится, есть проблемы, которые невозможно решить друг без друга – и терроризм здесь на первом месте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции