РИГА, 8 апр — Sputnik. Публицист и заместитель редактора газеты Neatkarīgā Rīta avīze Юрис Пайдерс пишет о разразившемся "панамском скандале", в котором упомянуты исландский премьер Гюннлейгссон, отец британского премьера Дэвида Кэмерона, детские друзья российского президента Владимира Путина.
Однако за кадром остался вопрос – почему столь большому количеству людей понадобилось отправляться по панамскому юридическому адресу вместо Швейцарии или Кипра?
Пайдерс рассуждает: где надо было бы регистрироваться предприятию, в котором три владельца – один из Китая, второй из Марокко, третий – из Украины? Если главный бизнес фирмы – грузовые перевозки между Персидским заливом и портами Латинской Америки?
Пайдерс напоминает, что в 2007 году в Панаме была зарегистрирована почти четвертая часть от мировых мощностей морских грузоперевозок. Специализацией этой страны были выгодные условия для регистрации грузовых судов.
На рубеже тысячелетий ситуация изменилась. Панама вернула себе контроль над каналом. Позиции США здесь ослабли. Связанному с США бизнесу было рекомендовано не поддерживать Панаму, а использовать дешевый флаг одной из карманных стран — Багамских или Маршалловых островов.
Серьезный бизнес прислушался к этому совету. Поэтому даже Латвийское пароходство, обладающее государственным статусом, свои новые суда стало регистрировать на Маршалловых островах. Сейчас все суда пароходства ходят под этим флагом. Тоннаж торгового флота этих островов уже достиг 50% величины панамского флота.
Почему при утечке информации про Панамские офшоры не всплыли многие политически значимые фамилии из Латвии? Потому что данные о них хранятся в юрисдикции тесно связанных с США Маршалловых островов.
Прогнозируемые последствия утечки информации – кроме компрометации тех, кто находится в списках, – обрушение позиций Панамы в сегменте "дешевые флаги" в пользу юрисдикций, контролируемых США.
Как ни неприятно, руками журналистов устроен передел офшорного рынка, заключает Пайдерс.
После видеопослания афганский юноша получит убежище в Литве
Афганский юноша Абдул Башир Юсуси, который в литовской миссии в Афганистане служил переводчиком для связи с местными, разместил в YouTube просьбу об убежище, адресованную лично президенту Литвы Дале Грибаускайте. Об этой истории пишет газета Diena.
После того, как в 2013 году вооруженные силы Литвы оставили центральную провинцию Гора в Афганистане, Юсуси получил много писем с угрозами, в результате чего вынужден был покинуть родину и отправиться в Грецию. Это стоило ему около 5,7 тысячи евро.
Это обращение не осталось без внимания — Юргис Норвайса, который в 2012 году служил в Афганистане, узнал на видео юношу, с которым сотрудничали литовские военные.
Теперь 22-летний Абдул Башир получил временную въездную визу, которая дает ему возможность попросить в Литве убежища для себя, своей жены и их двухлетней дочери.
Он уже прибыл в Вильнюс из лагеря в Греции и находится в центре для беженцев в Рукле.
"Я слышал, что в Германии много денег, но я хочу жить в Литве. Я знаю ее язык", — заявил журналистам в аэропорту юноша, добавив, что не хочет возвращаться в Афганистан.
Депутат Нацобъединения о позитивном национализме
Газета Latvijas Avīze взяла интервью у депутата и старожила Национального блока Эйнара Цилинскиса. Он рассуждал о влиянии России в Латвии и о "железной хватке" гибридной войны.
"Люди, которые хотят жить в информационном пространстве российских телеканалов, укрепляются в своих взглядах, но хуже то, что часть латышей тоже начинают верить пропаганде", — говорит он.
Имеющиеся в распоряжении министерства культуры данные показывают и позитивные тенденции. Так, в 1989 году 23% нелатышей учили латышский язык. В 2014-м – уже 94% учили или владели им. С утверждением "горжусь, что я – гражданин Латвии", в 2009 году были согласны 35%, а в 2014 – уже 58% нелатышей. Растет число представителей других национальностей, которые отмечают День провозглашения Латвийской республики.
Эти примеры показывают, что интеграция движется в правильном направлении, но Цилинскис считает, что можно ускорить эти процессы благодаря латышизации образовательной системы: "Быть может, единая система невозможна в настоящий момент, но к ней надо двигаться", — говорит он.
Цилинскис считает культурный национализм направлением, которое могло бы сплотить общество.
"Национальная культура не исключает для этнических групп возможность сохранять свою культуру, беречь уже созданные ценности и создавать новые. Культура, которая не исключает разнообразие, на мой взгляд, служит основой позитивного национализма. В него входит и любовь к своему государству, языку, патриотизм, чувство причастности. Он не означает изоляционизма, так как существуют европейские ценности, которые долгое время влияли на наше культурное развитие", — говорит он.