РИГА, 8 апр — Sputnik. Реконструированный контрольно-пропускной пункт Виентули, торжественно открытый на российско-латвийской границе, можно назвать символом приграничного сотрудничества России и Латвии — как в позитивном, так и в негативном смысле. С одной стороны, это самое современное техническое оснащение, с другой — невозможность его эксплуатации на полную мощность.
Евроденьги помогли
КПП был реконструирован в рамках программы трансграничного эстонско-латвийско-российского сотрудничества, которую курирует Министерство охраны окружающей среды и регионального развития. По этой программе проект получил финансирование в размере 6,3 миллиона евро, еще более 7 миллионов евро — государственные деньги Латвии.
"В программе было несколько приоритетных сфер, проекты были очень разнообразные — туризм, охрана окружающей среды, развитие предпринимательства, а также сфера развития пунктов пропуска. И именно эта область получила самое большое финансирование", — сказала журналистам заместитель начальника Департамента инструментов развития по вопросам Европейского территориального сотрудничества и других инструментов поддержки Министерства охраны окружающей среды и регионального развития Латвии Илзе Криева.
В рамках выделенного финансирования количество полос было увеличено до пяти (раньше функционировала одна), были построены главное контрольное здание с навесами и павильонами, здание для углубленного контроля, хозяйственное здание, дороги и площадки.
Символическое значение
Собравшиеся на КПП должностные лица отмечали не только техническую, но и символическую значимость проекта: Виентули — первый пропускной пункт, который появился на латвийско-российской границе после восстановления независимости. Причем именно он оказался последним в очереди на реконструкцию.
"Я очень рад спустя 25 лет открыть на том же самом месте этот фантастический пропускной пункт на границе. В 90-х мы установили здесь, на колхозных полях, строительный вагончик, вывесили флаг Латвии, таким образом обозначив государственную границу независимой Латвии. У нас уже тогда был свой гимн, свой флаг, свои жители и своя территория. И все это было обозначено здесь", — рассказал журналистам руководитель Общества ветеранов таможни, бывший директор департамента таможни Совета Министров ЛР Айвар Салиньш.
"Этот пункт, который фактически начал историю КПП на латвийско-российской границе — в 90-м году таможня, а в 92-м году сюда пришли пограничники — фактически был одним из первых", — отметил в свою очередь начальник Управления организации службы Главного управления погранохраны Марик Петрушин.
По его словам, сейчас КПП завершает цикл обустройства всей восточной сухопутной границы созданием современного и удобного пункта пересечения границы, "который предусмотрен для того, чтобы граница сближала народы, а не разъединяла их".
КПП есть, дорог — нет
Тот факт, что именно Виентули дольше всего ждал ремонта, сегодня никого не удивляет: несмотря на современное оснащение КПП, обслуживать грузовики тяжелее девяти тонн он не может. Причина — в несовершенстве инфраструктуры, которая ведет к КПП.
Другими словами, по псковским дорогам и мостам грузовики тяжелее девяти тонн проехать не могут, хотя КПП, к которому ведут эти дороги, был оборудован как раз для грузовиков.
"Мы все — как с латвийской, так и с российской стороны — осознаем, что необходимо привести в порядок приграничную инфраструктуру и развивать подъездные дороги к пунктам пропуска. Этот пункт пропуска в ближайшее время смогут пересекать грузовые автомобили. С развитием бизнеса будут развиваться и наши страны", — сказала журналистам Генеральный директор Службы государственных доходов Инара Петерсоне.
По ее словам, для того, чтобы открыть КПП без ограничений веса, требуется реконструкция дорог и мостов в Псковской области.
"Поэтому сегодня здесь присутствуют представители Федеральной таможенной службы России. Во время встречи стороны подтвердили заинтересованность в развитии транспортной инфраструктуры, сопутствующей пунктам пропуска", — отметила Петерсоне.
Российская сторона также признает — чтобы реконструированный КПП заработал на полную мощность, необходимо провести ремонт дорог.
"Что касается прилегающей инфраструктуры — дороги, мосты, которые безусловно, нуждаются в капитальных затратах и вложениях, для нас всех это было бы очень-очень важно. Сегодня мы присутствуем при официальном открытии пункта Виентули, а надо уже говорить и о дальнейшем развитии инфраструктуры с обеих стороны — и Латвии, и России", — заявил руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов.
"Мы — оптимисты. Будем рассчитывать на то, что может быть будет оказана помощь со стороны ЕС, который заинтересован в развитии пограничных пунктов пропуска стран, которые граничат с Россией. Такой опыт уже есть, и мы в этом убедились. Последний положительный опыт был в Калининградской области на границе с Польшей", — отметил глава ФТС РФ.
Стороны сошлись во мнении — раз уж проект реконструкции был реализован на фоне сложной геополитической ситуации, то и дальнейшим работам политика помешать не должна.
"Хочется отметить, что отношения между таможенными службами Латвии и России находятся в очень хорошем рабочем состоянии и, как сказала моя коллега, нам нечего делить, мы должны создавать условия для всех тех, кто проходит через пункты пропуска. Я абсолютно с ней согласен и мы будем к этому стремиться", — добавил Андрей Бельянинов.
"Конечно, в нынешних внешнеполитических условиях бизнес-конъюнктура такова, что мы видим, что пока грузов нет, но мы надеемся на то, что ситуация изменится", — сказала Инара Петерсоне.