РИГА, 26 мар — Sputnik, Елена Кириллова. В прошлом году полицейские по 22 раза в день выезжали по вызову, связанному с этим преступлением. Каждый день его жертвами становятся 115 женщин, в прошлом году пять из них были убиты, а 58 попали в больницу.
Речь идет не о гангстерских войнах, а о семейном насилии. Поле боя — семья, жертва и преступник женаты, а точной статистики не знает никто, потому что избитые жены и дети часто не рискуют обращаться в полицию. Предполагается, что каждую третью латвийскую женщину избивал или насиловал муж либо партнер.
Где искать помощь и защиту
Кризисный консультационный центр Skalbes старается помочь тем, кто пострадал от семейного насилия — в него можно прийти или хотя бы позвонить по телефону доверия. Также центр дает бесплатные юридические консультации, которые, по мнению президента центра Татьяны Гришиной, крайне необходимы.
Многие женщины терпят насилие в семье, потому что боятся потерять детей: муж либо угрожает отнять их при разводе, либо предупреждает, что после жалобы в полицию детей отберет социальная служба. Однако практика показывает, что сиротские суды не становятся на сторону домашних тиранов, а социальные службы крайне неохотно забирают детей из семьи, и только в тех случаях, когда нет другого выхода. В других странах, к примеру, в Великобритании, правила гораздо жестче.
Кризисный центр не стремится к тому, чтобы женщина непременно развелась или, наоборот, любой ценой сохранила семью, главная задача — помочь жертве разобраться с тем, чего она сама хочет. Иногда тут может помочь и церковь, но, к сожалению, многое зависит от личности и убеждений священника.
Когда выносить "сор из избы" необходимо
Психолог рассказала Sputnik, c какими видами насилия в семье приходится сталкиваться латвийским женщинам.
— По статистике, чаще всего это эмоциональное насилие. И только потом идет физическое насилие. К эмоциональному насилию можно отнести унижение, издевательства, превышение власти.
— Даже если муж назвал вас толстой коровой, а потом сказал, что просто пошутил?
— Это как раз один из признаков насильника — не брать на себя ответственность за поступок. Если ему сделать замечание, то он сразу пытается найти себе оправдание: "Я просто пошутил", "Ты все преувеличиваешь!".
— Хорошо, но как определить, где действительно шутка, а где та грань, когда пора убегать от домашнего тирана?
— Общего рецепта тут нет. Задуматься об уходе однозначно стоит, если женщина все время живет в унижениях и в страхе. Если агрессор грозит отобрать детей или угрожает расправой. Что же касается словесных колкостей и неприятных шуток, то тут, вероятно, речь о деструктивной коммуникации.
В таком общении нет угрозы жизни, но женщина может задаться вопросом, зачем она живет рядом с таким мужчиной или научиться ответной коммуникации. Не терпеть до последнего и не нападать, выплескивая агрессию в ответ, а научится говорить "ты знаешь, твои замечания меня больно ранят и задевают. Я бы хотела, чтобы ты так больше не говорил" или "когда ты повышаешь на меня голос, мне очень сложно продолжать с тобой разговор, поэтому давай перенесем его на завтра, когда оба будем спокойны".
При помощи таких конструктивных способов коммуникации может меняться не только сама женщина, но и партнер, который находится рядом.
Агрессор должен немедленно покинуть жилье
Семейное насилие — это не страшилка из жизни алкоголиков и маргиналов. Иногда синяки приходится запудривать женам приличных, благополучных, уважаемых людей. Порой жертвами становятся и мужчины. И, к сожалению, слишком часто от насилия в семье страдают дети.
Многие родители уверены в том, что бить детей не только допустимо, но и полезно — ведь их самих в детстве тоже наказывали! Вот только из 12 детей, убитых в Латвии в 2014 году, половина погибла от рук близких.
В 2014 году в силу вступили новые правила, которые позволяют полицейским защищать жертв семейного насилия. В частности, по этим правилам агрессор должен немедленно покинуть жилье.
Полицейская защита может длиться до восьми дней, кроме того, если дело передается в суд, то защита продлевается до вынесения вердикта. Нужно для этого только одно — письменное заявление жертвы, а его запуганные женщины дают очень неохотно. В прошлом году только каждая двенадцатая из вызвавших полицию воспользовалась правом на защиту.
Возможно, стоит внести дополнительные изменения в законодательство, по примеру Австрии, где расследовать насилие в семье можно и без заявления жертвы. А пока центр Skalbes помогает тем, кто в этом нуждается, получить поддержку и обрести уверенность в себе.
Телефон доверия кризисного центра Skalbes: +371 67222922 или +371 27722292.
В апреле в центре будут открыты две новые группы поддержки. Телефон для справок: +371 24551700.