По пиву: Латвия защищает свой традиционный напиток на рынке ЕС

© Foto : Igor MaidenНа малой пивоварне
На малой пивоварне - Sputnik Латвия
В Латвии самые богатые в Балтии пивные традиции. Но на малые пивзаводы, где делают продукт высокого качества по классической рецептуре, наступают гиганты, входящие в мировые концерны. Малые пивоварни закрываются под прессом налогов. Теснят культовый продукт и модные слабоалкогольные коктейли.

РИГА, 21 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Латвийское пиво давно  стало "брендом качества". Так было и в советские годы, так остается и теперь. Легендарный пивовар Карлис Залитис (3 июля ему исполнится 90 лет!) рассказал историю, как наше пиво выделилось среди прочих сортов в СССР.

Хранители традиций

Сейчас Залитис работает на предприятии Bauskas alus, а в начале 1950-х его направили на Рижский пивзавод N2. Как и все пивовары в Союзе, он столкнулся с проблемой качества: ячмень для пива специально не выращивали, и солод делали из сырья низкого качества. Ячмень в соответствии с программой планового хозяйства поставляли из Украины… Но вдруг повезло: там случился неурожай, и ячмень закупили в Дании и Канаде. И солод из него вышел отменный.

"Мы из него сварили пиво, а я его решил назвать SenCu (по-латышски это даже не "предки", а более глубокое и далекое понятие). Оно тут же вытеснило с местного рынка всесоюзное "Жигулевское" (в него, к слову, добавляли до 50% несоложеного материала — ячменной или кукурузной муки). Так в ЛССР, единственной союзной республике, перестали делать общее "Жигулевское" и перешли на новый уровень качества", — вспоминал Залитис.

Карлис Залитис — продолжатель пивных традиций, заложенных еще с XVI века. Одна из первых пивоварен работала при Баусском замке, откуда хмельной напиток возили даже в Ригу на рынки. В XIX веке на территориях, которые позже вошли в состав Латвии, было примерно 300 пивоварен.

Жертва моды: коктейли вместо пива

Парадокс, но теперь в Латвии — спад в потреблении пива, его теснят слабоалкогольные коктейли. Многие производители пива видят в этом серьезную проблему — не только для себя, но и для потребителей.

Глава Латвийского союза пивоваров (организация объединяет почти все малые пивзаводы) Владимир Барсков говорит: "Слабоалкогольные коктейли особенно популярны среди молодежи. Они яркие, сладкие, с привлекательными ароматами".

Пивной магазин - Sputnik Латвия
Эстонцы зачастили в Латвию из-за подорожания алкоголя
Когда речь заходит о вреде коктейлей, производителей пива поддерживают и наркологи. Как считает один из ведущих в Латвии врачей Борис Фальков, мало кто из молодых людей задумывается, что, выпив "каких-то" 4 небольших бутылочки коктейлей, он употребил фактически пол-литра водки.

Производители пива настаивают: нужно регулировать акцизный налог, исходя в первую очередь из вредности напитка. Так, налог на сахар в напитках (во всех, не только в алкогольных) ввели пару лет назад лишь потому, что Минздрав указал на его вредность. А в коктейлях, состоящих из спиртосодержащей смеси, красителей и искусственных ароматизаторов, содержится даже не сахар, а его более вредные заменители.

Налог убивает пиво

Налоги тоже постоянно растут, в том числе налог на сахар в напитках. Такой существует лишь в четырех европейских странах: Дании, Финляндии, Бельгии — и в Латвии. Правда, первые три — богатейшие страны Европы, а Латвия — беднейшая. С марта вырос и акциз — примерно на 9%. Готовая продукция подорожала примерно на столько же. Многие производители старались как можно меньше повышать цену, шли на убытки, чтобы их продукция выдержала конкуренцию.

"Когда в Латвии повышают акциз, политики приводят пример Эстонии, где он больше. Но официальные доходы на одного жителя в Эстонии на 30% выше, чем в Латвии. И 30% пива в Эстонии выпивают богатые туристы из Скандинавии. Надо учитывать весь комплекс налогов (и учитывать общую экономическую ситуацию в своей стране и в соседних) — и только тогда делать какие-то шаги", — подчеркивает Владимир Барсков.

Сейчас 83-85% пивного рынка занимает продукция больших пивоварен Aldaris (принадлежит международному концерну Carlsberg, занимающему 4-5 место в мире по обороту пива), Cesu alus (финская компания A. Le Coq) и Cido Grupa (принадлежит датской компании Royal Unibrew, производящей LaCplesis). Остальные проценты делят между собой малые пивоварни, их более 30.

Если сравнивать ситуацию с Литвой и Эстонией, то в Латвии малых пивоварен, изготавливающих стопроцентно местный продукт по классическим технологиям, больше. В Эстонии сейчас активно открывают малые пивоварни, а еще лет восемь назад в стране не было ни одной такой, рынок между собой поделили большие заводы. В Литве тоже происходит возрождение малых пивоварен, хотя одно время они там остались лишь при ресторанах и комплексах отдыха, а в магазинах была продукция от больших заводов.

Незанимательная география

В стране, по данным Латвийского союза пивоварен, один житель в среднем выпивает в год 65 литров. В Литве — примерно 70, как и в Эстонии. Но только в последней 30% пива выпивают туристы из Скандинавии. Одно время в Латвии росло потребление пива класса "премиум". Но вот новая тенденция: снижение объемов потребления пива.

Государство должно создавать условия для успешного развития бизнеса, — говорит Владимир Барсков. — Если условий нет — бизнес уходит.

"Сегодня многие пивные бренды считаются латвийскими, но продукцию производят в соседних государствах. Даже крупнейший пивзавод страны Aldaris перенес значительную часть производства в Литву. Была продана и потом закрыта пивоварня LaСpleSa alus (хотя бренд сохранился, продукцию производят в другой стране), знаменитого завода в Лиелварде давно нет. Нет ни Varpa, ни Gulbenes alus, ни Kimmel alus (производителя некогда легендарного пива Riga), и других".

По многим, в том числе по работодателям, ударила война санкций. Сокращается производство, работавшее на российский рынок, и становится меньше налогоплательщиков — и вообще жителей: безработные собрали чемоданы, уехали куда-то на Запад. В итоге теряются рабочие места, а с ними и налоговые поступления. Один маленький пивзавод Bauskas Alus заплатил в прошлом году налогов на 1,7 млн евро, напоминает Барсков.

Градус — не главное

"Люди все меньше ценят качество. Из общего объема проданного пива, менее 10% — разливного (а например, в Чехии эта цифра достигает 30-40%). Более 50% пива продается в PET-бутылках, чего на Западе вообще не понимают. Самая популярная продукция — в 2-литровых PET-бутылках и высокоградусная. Вот литовцы запретили у себя продавать пиво в 2-литровых PET, потому что народ на крепком и дешевом пиве спиваться начинает", — подытожил Владимир Барсков.

Как пиво пить правильно? Руководитель Латвийского пивного братства Андрей Шикорс рассказал: "Пиво надо пить охлажденным — ради удовольствия, а не хмеля или утоления жажды. Вначале надо насладиться его видом. Поэтому лучше пить из прозрачной посуды с тонкими краями, чтобы были видны пузырьки газа, поднимающиеся со дна и образующие наверху пенку. Пиво должно иметь приятный хмельной насыщенный аромат. Закусывать лучше сыром, а не солеными сухариками с чесноком, что сбивает вкус пива. Не стоит заедать пиво чем-то жирным. Жир и пиво несовместимы". 

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский