РИГА, 19 мар — Sputnik, Марина Петрова. И те, и другие пытаются перетянуть на свою сторону общественность, у обеих сторон — свои аргументы: одни говорят про безопасность, другие — про искусство. Что перевесит?
Сигнальный огонь
И вот в ходе проверки оказалось, что Рижский цирк является самым небезопасным зданием в Риге. Еще через пару дней стало известно, что строительные инспекторы настаивают на приостановке его эксплуатации — об этом был извещен владелец здания — Министерство культуры. Эксперты указали на то, что помещения цирка, построенного в 1880 году, не видели ремонта около полувека. На устранение проблем было дано два месяца. Директор цирка Лолита Липинска возражала: здание безопасно, эксперты РТУ каждые десять лет проверяют купол, а проблемы могут быть только в пристройках. Специалисты госбюро, в свою очередь, не имели претензий к куполу, зато отметили небезопасность трибун и фасадной стены здания.
Госбюро, казалось бы, осталось удовлетворено проделанной работой и уже в сентябре разрешило эксплуатацию безопасной части цирка (кроме той, что находится у фасадной стены). Однако в декабре чиновники снова выступили с предупреждением: если цирк не докажет, что состояние здания улучшилось, его придется закрыть. В изумление теперь пришло Министерство культуры, которое за полгода до этого оплатило все затребованные работы и обследования. В феврале глава госбюро Петерис Друкис снова сказал, что здание небезопасно, его надо закрыть, а прозвучавшая в публичном пространстве информация о ликвидации проблем не соответствует действительности.
Сегодня, когда цирк уже закрыт, его директор Лолита Липицка говорит, что многочисленные заявления чиновника нанесли ощутимый вред цирку и даже разрушили его финансово.
"У нас есть удивительная организация — Государственное бюро по контролю над строительством, которое было создано как высший контролирующий эту сферу орган. Руководитель этого бюро удивительным образом общается с обществом и СМИ. В основе этой коммуникации фактически лежит цирк, который до того, как был закрыт, был разрушен финансово. Создается такое ощущение, что глава этого ведомства Петерис Друкис более полугода сидит в СМИ с информацией об опасности цирка, независимо от того, что он пишет письменно. Устно же он громко говорит: не ходите в цирк, это опасно, цирк может разрушиться. Глава бюро на страницах газеты рассказал, что фасад держится за счет лестницы. Министерство культуры было вынуждено организовать экстренное заседание ведущих специалистов, чтобы выяснить ситуацию и принять решение. В результате оказалось, что Друкис просто так это сказал", — пояснила Sputnik Лолита Липицка.
Рижская дума тоже виновата?
Жирная точка в этом споре была поставлена во время брифинга, проведенного Петерисом Друкисом и министром культуры Даце Мелбарде в начале февраля этого года. Министр заявила, что цирк будет немедленно закрыт — решение было принято на основании обследований госбюро. Петерис Друкис сказал, что с момента первых проверок состояние цирка не улучшилось, а ухудшилось. Теперь опасность представляют не только фасад, но и трибуны, а также несущие конструкции купола.
"Мы направили соответствующее письмо самоуправлению, где сказано, что в соответствии с требованием бюро незамедлительно снять эти провода, мы готовы снять их в любой момент, но скажите нам, куда нам их положить, — рассказывает Лолита Липинска. — Министерство даже нашло в бюджете необходимые 70 тысяч. Транспортникам нужно было составить проект, бюджет, оформить закупку, составить договор. Поскольку все это находится на улице, где расположен транспортный узел, там нужно установить два столба. Чтобы установить их и вкопать в землю, необходимо согласование с городской стройуправой. Это значит, что нужно делать проект и все согласовывать как минимум с 20 организациями, у которых под землей проходят коммуникации. Лично я была готова хоть тогда отрезать эти провода и повесить их на деревья".
Лолита Липицка до сих пор не согласна с заключениями государственных строительных экспертов: "Мы остаемся при своем мнении. Рижский цирк проверялся строительными экспертами регулярно, поскольку это здание имеет, во-первых, общественное, а, во-вторых, историческое значение, в-третьих, у него уникальные конструкции 19 века. У нас еще и много различных аттракционов, которые связаны с безопасностью. Поэтому мы считаем решение необоснованным. Получилось так, что просто пришел, посмотрел и решил".
Государственное бюро, в свою очередь, продолжает настаивать на качественности своих выводов.
"Мы произвели все необходимые замеры, сканировали здание со стороны улицы, чтобы понять, в каком состоянии находится фасад. Закон предусматривает, что строительные инспекторы производят визуальное обследование зданий, и на их основании бюро может поручить хозяину провести полное исследование состояния постройки, что мы в первую очередь и сделали. Другое дело, что владелец этого здания полностью не выполнил наше требование", — говорит Sputnik директор департамента по контролю за строительством Государственного бюро по надзору за строительством Марис Демме.
Теперь здание будет законсервировано, а фасадная стена — укреплена.
"Эта стена и стала основной причиной закрытия цирка. Она отделилась от здания, немного опирается на лестницу. Мы не можем сказать, что ситуация настолько опасна, что нам нужно закрыть улицу Меркеля. В первую очередь, нужно быстрее укрепить эту стену. Но если смотреть в общем на состояние здания, то есть проблемы с несущими конструкциями трибун. Также проблемы с несущими конструкциями крыши", — добавил Дамме.
Во всем виноваты суды?
Непонятным в этой истории остается одно: почему все стороны дождались последнего момента, когда спасать цирк можно только путем его закрытия и консервации? И почему никто не забил тревогу раньше?
Государственное бюро с функцией контроля над общественными зданиями существует совсем недавно — его восстановили после трагедии в Золитуде. А раньше за качество строительства в Риге отвечала только Стройуправа, которая, как выясняется, не имела права что-то проверять в уже функционирующих общественных объектах и тем более делать выводы о необходимости их закрытия.
"За свое имущество всегда несет ответственность владелец. До 1 октября 2014 года, когда был принят новый закон о строительстве и функция следить за состоянием публичных зданий была поручена Государственному бюро по надзору за строительством, ни одна структура не имела права вмешиваться в контроль сданных в эксплуатацию публичных зданий. Мы со своей стороны могли проводить проверки только в том случае, если бы к нам поступила жалоба со стороны, например, жителей. На моей памяти, в отношении цирка мы таких жалоб не получали. В любом случае Рижская городская стройуправа и сейчас не делает никаких углубленных проверок технического состояния зданий общественного значения, это делает Государственное бюро по надзору за строительством. Раньше же это должны были делать сами владельцы зданий. Рижская городская стройуправа с 2014 года имеет право проводить проверки, в том числе и углубленные, технического состояния сданных в эксплуатацию жилых зданий", — говорит Sputnik руководитель проектов по связям с общественностью Рижской городской стройуправы Илзе Жука.
Другими словами, за состоянием здания цирка должен был следить Минкульт. По словам Даце Мелбарде, этим он и занимался, однако делать капитальные вложения в имущество он не мог, поскольку никто до конца не знал, кому именно принадлежит цирк и земля под цирком. Это еще одна запутанная история: на протяжении последних 23 лет государство судится с частными претендентами на ценное имущество. С одной стороны — Минкульт, с другой — Сармите Бивиня и Вильгельмина Мангале. Сегодня директор цирка Лолита Липинска считает, что нападки государственных строительных чиновников связаны именно с этим судопроизводством.
"У части жителей Латвии и у самих работников цирка есть подозрение, что эта тенденциозность заявлений связана с тем, что государство в лице Министерства культуры и в лице Рижского цирка более 20 лет были в судебных тяжбах из-за того, что на цирк претендовали в связи с законом о возврате денационализированной недвижимости. Реальные претенденты, которые могли более 20 лет вкладывать в судебные тяжбы средства, остаются за кадром, поэтому трудно сказать, кто это, — рассказывает Лолита Липинска. — А когда стало понятно, что государство в лице Министерства культуры выиграло этот судебный процесс, и здание цирка вернулось во владение Минкультуры, кому-то нужно было нас отсюда выдворить, чтобы цирка не было в этом здании".
Между тем, в обществе идет сбор подписей за сохранение цирка. Минкульт не против: цирк должен работать. Вопрос только — где? По сути, не остается ничего другого как перебраться под тент, Рижская дума уже готова предоставить площадку на Луцавсале, есть и другие предложения. Но это, по словам директора цирка, довольно сложно реализовать: Рижский цирк никогда не работал в шатре, не знает технологий и фактически должен осваивать все с нуля. Однако выбора у артистов фактически не остается: ремонт здания на Меркеля займет не менее пяти лет.