РИГА, 25 фев — Sputnik. Первый магазин Wefood по реализации продуктов, которые должны были выбросить, открылся 22 февраля в столице Швеции.
Wefood продает товары по ценам на 30 — 50 процентов дешевле, чем обычные супермаркеты.
Инициатором выступила благотворительная организация Folkekirkens Nødhjælp. Стартовый капитал удалось собрать на благотворительных акциях прошлым летом.
Wefood позиционирует себя как магазин "для тех, кто хочет экономить и выступает против бездумного перевода продуктов". По информации Wefood, датчане каждый год выбрасывают около 700 000 тонн еды.
Tak. Tak til de mere end 10.000 der har købt en folkeaktie i #Wefood.
— FolkekirkensNødhjælp (@noedhjaelp) 22 февраля 2016 г.
Den der forandrer verden, er den der handler pic.twitter.com/e3X72lzcgN
На открытии супемаркета присутствовала датская принцесса Мари и министр продовольствия и окружающей среды Ева Хансен (Eva Kjer Hansen).
"Это просто смешно, когда еда выбрасывается или пропадает зря", — сказала датский министр.
Кроме того, "это плохо для окружающей среды, и это — деньги, выброшенные на ветер", добавила она.
Магазин "лишних" продуктов получает продукты бесплатно от различных предприятий. Так, у Wefood есть соглашение с Føtex (одна из самых больших торговых сетей в Дании) на поставку хлеба и других продуктов. Также есть договоренности с поставщиками цитрусовых, мясниками и производителем органических фруктово-ореховых батончиков.
Выручка от продажи пойдет на благотворительность, – в основном, в страны, страдающие от голода.
В мире учатся делиться
Совсем недавно Франция приняла закон, который запрещает выбрасывать еду и обязывает супермаркеты жертвовать ее в благотворительные учреждения и продовольственные фонды.
В Москве в этом году сразу после новогодних праздников в социальных сетях стартовала акция "Отдам даром еду". Так москвичи и петербуржцы решили избавиться от ненужных подарков, лишней колбасы, консервов, газировки, мешков с конфетами после детских елочных представлений и прочих продуктов.
К акции подключились и жители других городов: Ростова-на-Дону, Рязани, Тулы, Нового Уренгоя, Перми, Краснодара, Новосибирска. Российские владельцы магазинов и кафе пока отказываются принимать участие в подобных мероприятиях.
Идея фудшеринга в ответ на избыточное потребление не нова и родилась зарубежом. В Европе "лишней" едой с людьми делятся в основном магазины и рестораны. География фудшеринга простирается от Германии и Британии до США. В Берлине тысячи активистов "спасают" еду. По договоренности с отелями, ресторанами, магазинами и пекарнями они приезжают и забирают пригодную к употреблению выпечку, овощи, фрукты, молоко и другие продукты.
По данным The Gurdian, развитые страны в целом выбрасывают до 40 % еды, британские же семьи избавляются от 20 % купленных и невостребованных продуктов. И фудшеринг между людьми мог бы стать разумным решением, заключает издание.