РИГА, 15 фев — Sputnik, Марина Петрова. Латвия успела "подготовиться" к наплыву иммигрантов. Во-первых, правительство сократило пособия для беженцев до 139 евро на человека при условии, что остальные члены семьи получают по 97 евро. Политики говорят, что именно этого от них хотело общество: социологическая компания SKDS выяснила, что около 80% жителей Латвии негативно относятся к приему беженцев.
В-третьих, правительство дало задание Министерству юстиции и Министерству иностранных дел разработать законопроект о возможном запрете паранджи.
Европейская солидарность
При этом Латвия уже успела взять на себя обязательства по приему 531 беженца. "Официальная позиция Латвии — солидарность со странами ЕС. Но в обществе она расценивается неоднозначно. Мы понимаем, что это, безусловно, и проявление солидарности, и выражение гуманизма, однако субъективное отношение у людей разное", — говорит Sputnik депутат коалиционного "Единства" Алексей Лоскутов.
Больше скепсиса
Самая большая ответственность в вопросе приема беженцев ложится на Министерство внутренних дел. Оно ведет отбор людей, выдает статус и "выпускает" их в общество, на нем же лежит ответственность за разрешение возможных инцидентов с участием иммигрантов.
Глава МВД Рихардc Козловскис, тоже представитель "Единства", против приема дополнительного количества беженцев.
Если полного согласия по вопросу беженцев нет даже между министрами от одной партии, то на уровне коалиции о нем и говорить не приходится.
"Позиция партии "Единство" более проевропейская, она за дополнительный прием беженцев. Более скептически к приему беженцев относится "Национальное объединение". Эта партия стремится полностью перекрыть возможности для приема беженцев", — продолжает Алексей Лоскутов.
Именно эти противоречия в течении нескольких недель не давали политикам прийти к договоренности относительно текста правительственной декларации. В итоге было решено утвердить следующий текст: "Считаем, что предыдущими решениями Латвия исчерпала возможности принять на территории страны дополнительное число соискателей убежища в рамках механизмов программы перемещения ЕС. Поэтому в отношении распределения физических лиц между странами ЕС, а также их перемещения из третьих стран поддержим только ту позицию, которая допускает, что страны ЕС могут принимать соискателей убежища в добровольном порядке, и не содержит обязанности это делать".
Чтобы хорошо выглядеть
В вопросе распределения беженцев политикам приходится маневрировать между двумя крайностями. С одной стороны, позиция Европейского союза предусматривает солидарность и участие в программах перераспределения. С другой стороны, латвийское общество против.
"Закрытие дверей показало бы Латвию на общеевропейском фоне не лучшим образом. Кроме того, многие страны ЕС являются нашими партнерами и по НАТО, которое оказывает Латвии помощь по защите воздушного пространства. И европейская солидарность одновременно означает Североатлантическую солидарность", — напоминает Алексей Лоскутов.
На всякий случай страшно
Почему ЕС выступает за программы распределения беженцев, понятно — иначе такие страны как Греция, Италия или Германию просто не смогут "переварить" всех желающих получить убежище в ЕС.
А вот почему общественность отдельных стран ЕС крайне резко выступает против предоставления статуса беженцев гражданам Сирии или Эритреи, с которыми почти никто не сталкивался, объясняет социолог Айгар Фрейманис.
"Первый фактор — естественный человеческий страх, боязнь другой культуры, модели поведения. В восприятии латвийцев — как латышей, так и нелатышей — они чужие. Все чужое вызывает опаску. В последние недели эти настроения усилилось из-за информации о конфликтах в среде самих беженцев — как, например, в Швеции. Или из-за информации о конфликтах с местными жителями — как, например, в Германии, — рассказывает Sputnik Фрейманис, напоминая о новогодних событиях в Кельне.
"Второй фактор — неясно, чем эти беженцы будут заниматься здесь в Латвии, каков будет размер их социального пособия. Латвия является одной из самых социально неблагополучных стран ЕС. Поэтому цифры пособий, любые, вызывают реакцию у населения: а почему им так много, а нашим пенсионерам нет? ".
По словам Фрейманиса, желание помогать ближним у жителей Латвии находится на высоком уровне: "Благотворительность у нас является частью повседневной жизни. Своего рода индустрией. Благотворительные шоу идут по телевидению и радио, в рамках одного проекта иногда удается собрать более сотни тысяч евро".
При этом около 80% жителей Латвии не хотят принимать в стране беженцев, то есть, отказываются проявлять сострадание: "По отношению к беженцам ситуация достаточно спорная" — признает эксперт.
Политика не помешает интеграции
Принятых беженцев Латвии придется не только кормить, но и интегрировать. Платить за интеграцию будет ЕС, а вот проводить в жизнь Министерство культуры, которое находится в ведении "Национального объединения". Минкульту предстоит обучать беженцев латышскому языку и объяснять, как выжить в латвийском обществе.
За социальную интеграцию беженцев отвечать будет Министерство благосостояния. Помощь получат 390 человек в год. Для этого будут наняты 30 социальных менторов и пять социальных работников. Стоимость интеграции (как языковой, так и социальной) составляет 6,8 миллиона евро, 85% из которых поступят от еврофондов.
Язык беженцы смогут изучать бесплатно, пока находятся в Муцениках и ждут присвоения статуса. После на изучение языка им будет положено дополнительное пособие в 50 евро.
Радикализм останется на бумаге
Пример Минкульта, который находится в ведении главных противников приема беженцев, показателен. Политолог Филипп Раевский считает, что как только речь дойдет до конкретных решений, латвийские политики оставят свои радикальные позиции и будут следовать общеевропейской линии.
По его словам, латвийское общество вполне справится с интеграцией "правильных беженцев": "Если они будут реальными беженцами, которые бегут из регионов военных действий, будут желать не просто лучшей жизни, а жить в этом государстве, тогда, я думаю, проблем нет. Например, депутат сейма Латвии Хосам Абу Мери учился в Медицинской академии, остался здесь и сейчас является депутатом. Этот пример показывает, что латвийское общество открыто ", — считает Раевский.
Алексей Лоскутов добавляет: разъяснять правила игры надо не только беженцам, но и латвийскому обществу: "Во время Первой и Второй мировой войн были десятки тысяч беженцев из Латвии. Принимающие страны, где латвийцы получали статус беженца, возможность работать и учиться, также были не самыми богатыми. Поэтому ради исторической памяти мы должны предоставить статус беженцев тем, чья жизнь поставлена под угрозу ".
Никто не хочет мести улицу
Латвия уже согласилась разместить у себя 531 соискателя убежища. Наши требования: это должна быть семья, у взрослых должно быть образование и знание языков. Таких пор удалось набрать только шесть человек: одну семью из Эритреи и одну семью из Сирии. По словам госсекретаря МВД Илзе Петерсоне-Годмане, соискатели убежища не горят желанием ехать в Латвию.
Это заявление вызвало оживление в среде депутатов от "Национального объединения", которые приписали себе "заслугу" в отпугивании иммигрантов. К примеру, депутат НА Янис Домбрава написал в этой связи: "Правильно сделали, когда сократили пособие".
"Если мы сравниваем размер пособий и климатические условия, то Латвия не самая благоприятная для беженцев страна", — считает политолог Филипп Раевский.
Потенциальных беженцев ждет еще одна проблема с трудоустройством в Латвии: согласно действующим нормативам, даже дворнику в нашей стране полагается знание латышского языка.
А дворниками, по словам оппозиционного депутат Ивара Зариньша ("Согласие"), никто из беженцев становиться не хочет. "Человек, который перебирался через Средиземное море, не будет работать за пару сотен евро на консервной фабрике. А означает конфликты, человек будет искать, как заработать криминальным путем, — говорит политик Sputnik. — Не думаю, что возможности нашей полиции больше, чем в Германии. Но у нас нет такого количества беженцев — нас спасает холод и не самая благополучная социальная ситуация".