Латвийский дорожный музей расположен в усадьбе 16-17 века "Шлокенбека" в местечке Тукумс в 60 км от Риги или в часе езды от курортной Юрмалы. Приглушенный свет под высоким потолком бывшего каретного двора создает ощущение, что полудизельная машина времени перенесла тебя в прошлое, когда автомобилей и дорог было меньше, а престиж профессии дорожника — выше.
Артем Ачкасов, специально для Sputnik Латвия
Думаю, и большое количество хорошо сохранившихся ретро-автомобилей – следствие ответственной работы латвийских дорожников. Ведь даже в царские времена дороги в Прибалтике были получше, чем в остальной России!
Один из наиболее интересных экспонатов дорожного музея — единственный в Латвии паровой каток Marshall тридцатых годов прошлого века, изготовлен в 1924 году в Великобритании. Рядом трактор Lanz Bulldog тридцатых годов с полудизельным одноцилиндровым двигателем, работающим на любом топливе — от керосина до сырой нефти и растительного масла.
Чтобы завести такой агрегат, необходимо было разогреть паяльной лампой калильную головку, или калоризатор. Потом машинист вручную качал топливный насос, механики крутили маховики. Вспышка топлива — и мотор начинал работать.
Другие исторические экспонаты впечатляют и знатоков, и любопытных. Вот легендарная трехтонка военных лет, ЗИС-5В с фанерной кабиной. По соседству – редкий пикап на шасси ГАЗ-24 и грузовик ГАЗ-5204 со сдвоенной кабиной.
Потрогать все это руками можно совершенно бесплатно — музей открыт для всех желающих.
Памятники ушедшей эпохи
Поражение России в войне с Японией в 1905 году вызвало множество проблем и на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге. Завод выпускал не только грузовые и пассажирские вагоны, но и трамваи, артиллерийские передки, стационарные двигатели внутреннего сгорания и даже аэропланы. С сокращением перевозок на Дальний Восток упали и заказы на эту продукцию.
Нужно было искать выход в диверсификации производства. Одним из поставщиков РБВЗ была бельгийская компания "Фондю", выпускавшая, кроме железнодорожного оборудования, еще и легковые автомобили. Но это было побочным делом брюссельской компании, и для 26-летнего главного конструктора Жюльена Поттера приглашение перебраться в Ригу показалось многообещающим.
Вскоре на берегу Балтики был построен новый цех, оснащенный 142 новейшими станками. Там началось производство автомобилей "Русско-Балтийский С" и "Русско-Балтийский К", повторявших модели Fondu C и K конструкции Поттера. Так на свет появилась автомобильная марка "Руссо-Балт", ставшая пионером в области промышленного серийного выпуска автомобилей в Российской империи.
Эти автомобили покупала состоятельная буржуазия, поставлялись они и в царский гараж. Но основным покупателем была армия. В годы Первой Мировой "Руссо-Балты" исполняли роль штабных и санитарных машин, на их шасси строили броневики.
В 1915 году немцы взяли Ригу. Предприятие было эвакуировано. Вагонный завод переместился в Тверь. Большая часть автомобильного производства переехала в Москву, в Фили, где был построен новый завод, известный ныне как Ракетно-космический завод ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
На долгие годы производство автомобилей в Латвии прекратилось, но самих автомобилей в республике было немало — сказывалась близость к Европе.
Вторая мировая война дважды прокатилась штормовым фронтом по территории Балтии, оставив немало трофейной техники. Ее надо было обслуживать, ремонтировать….
Неудивительно, что в советской Латвии расцвела автомобильная культура. Часть авторемонтных мастерских с годами занялась производством автомобилей, возникали новые автоспортивные и реставрационные объединения.
Клуб антикварных автомобилей Латвийской ССР стал крупнейшей подобной организацией в Советском Союзе. Его слава простиралась далеко за пределы соцлагеря. В находящихся по ту сторону железного занавеса странах знали и уважали латвийских реставраторов.
Именно из этого объединения энтузиастов и вырос знаменитый рижский "Мотормузей", открытый в 1989 году. С годами коллекция росла: ее пополняли автомобили советских лидеров, уникальные спорткары-рекордсмены, раритетные европейские и американские авто… И, конечно же, пожарная машина "Руссо-Балт" Д 24/40, построенная в единственном экземпляре в 1912 году. С 2013 года "Мотормузей" закрыт на реконструкцию, но ее завершение ожидается уже в этом году.
Впрочем, познакомиться с частью коллекции "Мотормузея" можно и сегодня — двери филиала в городе Бауска в 70 километрах от Риги открыты для всех желающих. Тут есть на что посмотреть! В двух просторных ангарах представлены редчайшие экземпляры техники. Например, один из нескольких сохранившихся в мире лимузинов ЗИЛ-111Г или единственный сохранившийся в оригинальном состоянии первый советский внедорожник ГАЗ-64. Этот автомобиль был создан советскими инженерами в условиях жесточайшего цейтнота всего за 50 дней в начале 1941 года.
Значительная часть коллекции филиала в Бауске — автомобили, ставшие живыми символами советской эпохи. "Ушастые" и "горбатые" "Запорожцы", "Москвичи", "Жигули", "Волги", "Чайки" и, конечно же, уютный микроавтобус РАФ-2203 "Латвия". Пожалуй, самый удивительный экспонат музея — наборная покрышка типа РС со сменными протекторными кольцами. Когда-то такие шины ставили на ГАЗ-51. Считалось, что при своевременной замене колец и аккуратной эксплуатации каждая такая шина способна пробежать по российским дорогам более 200 тысяч километров.
Стоит под светлыми сводами ангаров и зарубежная техника, и гражданская, и военная. Величественный кабриолет Horch 830 BL 1935 года словно только что сошел с конвейера. От немецкой техники Второй мировой — гусеничного мотоцикла NSU Kettenkrad HK-101 и амфибии VW Typ 166 — будто до сих пор тянет пороховой гарью… В американском Dodge Power Wagon 1960 года видны черты современных пикапов.
Успех музея — это заслуга автоэнтузиастов. Большинство экспонатов предоставлено частными владельцами. Так, грузовик ГАЗ-51 своими руками восстановил до заводского состояния известный коллекционер Андрис Дамбис.
Автомобили второй молодости
Реставрация автомобилей — тяжкий труд, особенно, когда работаешь в одиночку. Мозолистые руки 76-летнего коллекционера Эдгара Гасунса помнят многие автомобили. Его страсть к реставрации началась десятки лет назад. По поручению председателя колхоза "Победа" Латвийской ССР молодой механик участвовал в поиске редких экспонатов для колхозного музея техники и этнографии.
Золотые руки помогли Гасунсу найти свое призвание в восстановлении старой техники. Уже давно нет ни колхоза "Победа", ни СССР – а Эдгар Янович в своем скромном гараже продолжает возвращать автомобилям вторую молодость. Выверенными движениями он превращает недавний металлолом в сверкающие хромом и никелем памятники уходящей эпохе.
Дело это хлопотное и небыстрое. На возрождение грандиозного Horch 830 BL 1939-го года у Гасунса ушло более 10 лет. Стекла фар и подфарников мастер отливал самостоятельно. Этот автомобиль мастеру пришлось продать. Теперь о нем напоминает лишь фотография на стене.
Но и сегодня в гараже Гасунса немало интересных агрегатов — BMW-340 51 года, BMW 327 1939 года, роскошный кабриолет Steyr 220. А чего стоит только коллекция старинных мотоциклов! Не забыт и советский автопром – в музее можно поглазеть на ЗАЗ-965, парочку ГАЗ 69 и различные "Волги". Посещение мастерской Эдгара Гасунса удобно совместить с визитом в расположенный по соседству дворец Рундале. Хозяин охотно общается с гостями по-русски, а размер платы за посещение оставляет на усмотрение посетителя.