РИГА, 9 фев — Sputnik. Основная идея проекта, по словам автора концепции и куратора выставки Владимира Счастного, заключается в том, чтобы представить творчество художника во всей его полноте. Для этого было собрано около трехсот экспонатов из частных коллекций, музеев, среди которых — "Рижская биржа", Художественный музей Литвы и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, национальных библиотек Белоруссии и Литвы.
Имя Льва Бакста прочно ассоциируется с "Русскими сезонами" Сергея Дягилева, яркими балетными постановками начала ХХ века, которые в свое время произвели такой фурор, что вошли в историю. Бакст был самым дорогим художником 10-х годов прошлого века, его картины стоили дороже Матисса и Пикассо, пишет Sputnik Беларусь. Раннее детство художника прошло на родине, в белорусском Гродно, затем семья переехала в Петербург.
Рисование? Это несерьезно
Бакст — это псевдоним, усеченная девичья фамилия гродненской бабушки по материнской линии, урожденной Бакстер. Она, кстати, единственная из большой семьи, кто доживал свой век в Гродно — говорят, в последний момент, когда семья собралась уезжать в Санкт-Петербург, испугалась паровоза и отказалась ехать "на этом черте". В столицу семью Рабиновичей-Розенбергов перевез дед, успешный торговец сукном.
Как и в случае с Шагалом, отец Бакста настороженно отнесся к увлечению сына рисованием, считая это занятие несерьезным. Но тем не менее рисунки Льва показали скульптору Марку Антокольскому, который порекомендовал мальчику продолжить художественное образование.
Потом были несколько курсов в Академии художеств, смерть отца и необходимость зарабатывать деньги. Льву надо было кормить большую семью: мать, двух сестер и брата. Но в свободное время он продолжал заниматься живописью — брал уроки у Альберта Бенуа.
Бакстом Лев Розенберг стал в 1889 году, когда представил публике свою первую выставку.
Дягилев и модные заказы
Театр появился в его жизни тоже отчасти из-за необходимости кормить семью. В определенный момент Бакст примкнул к объединению "Мир искусства", идейными вдохновителями которого были театральный импресарио Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа.
"Мирискусники" были универсалами — одной живописью и организацией выставок не ограничивались, занимались и искусствоведением — издавали журнал, — и театральными постановками.
Экспериментировать с костюмами и сценографией Бакст и Дягилев начали еще в Санкт-Петербурге, но настоящий фурор ждал их в Париже. "Клеопатра", "Шахерезада", "Нарцисс", "Жар-птица" сделали имя Бакста в буквальном смысле брендом.
Модные дома стали заказывать ему эскизы нарядов, а за картины начали предлагать фантастические суммы. На некоторое время Бакст стал самым дорогим художником, обойдя в размере гонорара Пикассо и Матисса. Но главное, считают искусствоведы, он совершил своего рода революцию в сценографии.
"Раньше на декорации и костюм не обращали внимание. Главное было — искусство танца и пение. А Бакст и его единомышленники (Головин, Бенуа), по сути, совершили революцию, после которой публика, говоря о постановке, стала называть не столько композитора или хореографа, сколько художников. Балет Бакста такой-то", — рассказал куратор выставки, консультант управления информационной политики Белгазпромбанка Владимир Счастный.
Но, несмотря на весь этот очевидный успех, жизнь Бакста сложно назвать счастливой, считает куратор выставки. Ради жены он перешел в лютеранство, а семья распалась. Из-за возвращения в иудаизм Бакст был вынужден покинуть Санкт-Петербург. После избрания академиком Академии художеств, он получил право вернуться в российскую столицу, но этим правом так и не воспользовался. Продолжал зарабатывать деньги за рубежом — преимущественно театральными работами. Хотя в конечном счете, по мнению Счастного, именно этот вынужденный заработок и обеспечил Баксту место в истории.
"Если бы он был просто живописцем, он был бы через запятую среди многих. Но благодаря тому, что он стал известен как один из самых выдающихся сценографов, его стали замечать и как живописца. И сейчас его картины продаются по очень высокой цене", — рассказал куратор.
Прокормить 15 родственников
После революции к Баксту в Париж перебралась вся родня — 15 человек. К тому времени он уже разругался с Дягилевым, даже судился с ним. Но без работы не остался — супруги Гэрретты пригласили Бакста поработать дизайнером — оформить их дом и домашний театр.
В итоге в США Бакст провел три года. Помимо работы, читал лекции "О современном костюме", которые каждый раз собирали многотысячную аудиторию, и по заказу местных промышленников делал эскизы тканей. Ткани, выполненные по этим эскизам, тоже можно будет увидеть в музее.
Всего на выставке будет представлено более 200 экспонатов. В том числе около 40 работ самого Бакста: театральные работы — графические эскизы и костюмы — прибыли из Санкт-Петербурга.
Составить представление о Баксте-портретисте, пейзажисте и колористе позволят три литографии из фондов Художественного музея и шесть работ — из корпоративной коллекции ОАО "Белгазпромбанк", инициатора и спонсора выставки.
В частности, банк покажет свое недавнее приобретение — "Купальщиков на Лидо. Венеция". Эту картину Бакст написал во время совместного отдыха с Нежинским, Дягилевым и Айседорой Дункан в Венеции. Банку эта работа обошлась в сумму около миллиона долларов.
Помимо работ самого Бакста, на выставке можно будет увидеть работы его учителей, соратников и учеников.
Впервые в Минск из Кракова привезут акварельные работы Наполеона Орды. Орда делал зарисовки Гродно, когда там появился на свет будущий художник-революционер.
Будут работы Альберта и Александра Бенуа, Врубеля, Лансере, Серебряковой, Петрова-Водкина, Максимилиана Волошина, Серова и Шагала. Шагал учился у Бакста в Петербурге и потом признавался, что именно школа Бакста и Добужинского решили его судьбу.
Выставка "Время и творчество Льва Бакста", приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера, пройдет в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 10 февраля по 17 апреля.