РИГА, 27 янв – Sputnik, Елена Кириллова. В шестой раз столица Латвии приняла любителей циркового искусства и конкурсантов международного фестиваля "Золотой Карл". На этот раз в рижском манеже собрались 64 участника из России, Украины, Германии, Узбекистана, Египта, Швеции, Молдовы, США, Финляндии, Польши, Швейцарии, Румынии, Белоруссии и, конечно же, Латвии. Оценивали мастерство артистов 10 членов жюри, представлявшие цирки разных стран мира.
По словам директора рижского цирка Лолиты Липински, конкурс с каждым годом становится все популярнее и привлекает новых участников. Он не просто поддерживает традиции циркового искусства, но и помогает обмену артистами между Латвией, Европой и другими государствами.
"Наш фестиваль малобюджетный, и мы не можем позволить себе оплачивать дорогу артистам. Но в этом году к нам приехали участники даже из Египта и США. И с каждым годом их становится все больше – это, на мой взгляд, главный показатель того, как мы выросли", — с гордостью говорит Липинска.
Правила конкурса таковы, что артисты выступают без гонораров.
"К нам едут представители цирков Москвы, Минска, Ташкента и других. Эти люди не просто сидят в жюри и раздают призы. Так профессионалы изучают цирковой рынок, ищут таланты, а затем приглашают их к себе работать. Так происходит на любом фестивале — и в Монте-Карло, и Париже. Все конкурсы – это своеобразный смотр артистов для циркового рынка", — объясняет руководитель Рижского цирка, которую мы застали на генеральной репетиции.
— Такое впечатление, что на фестивале представлены в основном воздушные акробаты.
— Конечно, в цирке, как и на фестивале, много акробатов-гимнастов, но есть представители и других жанров – клоуны, эквилибристы, жонглеры. Почему мало дрессировщиков? Привезти номер с животными очень дорого – это дополнительные расходы на транспортировку и дополнительная ответственность. Как правило, с животными приезжают артисты с гастролями на месяц или два. Животных нельзя взять и привезти с собой в чемодане!
— На одном из фестивалей прошлых лет у вас была команда артистов-любителей, для которых цирк — хобби. Насколько реально попасть на конкурс непрофессиональному артисту?
— Мы не оцениваем заявки на конкурс по академическому образованию артистов. Есть те, кто занимается очень серьезно — в студиях или цирковых школах, а есть так называемые профессионалы свободного времени. Если ты талант, то сможешь победить в подобном конкурсе. Масса талантливых непрофессиональных артистов выступают на улицах, ездят по всем миру и показывают свое мастерство. Они имеют такое же право приехать и показать себя, как и профессионалы.
— Многие задают вопрос, почему фестиваль называется "Золотой Карл". Что за Карл?
— Это собирательный образ латышского клоуна. Из истории нам известны клоуны, их псевдонимы. Реальные имена разгаданы почти у всех. А вот Карл так и остался загадкой.
— Какие номера нравятся публике больше всего?
— Люди, как правило, приходят на представления с участием животных. Поэтому мне странно слышать, что есть люди, выступающие против животных в цирке. Я думаю, у этих людей есть определенная установка. Бесплатно такими акциями не занимаются!
— Рижский цирк уже не раз становился объектом критики среди защитников животных. Но сами вы не считаете дрессировку животных насилием над ними?
— Уже боюсь даже говорить на эту тему! Я могу лишь привести пример с коровой. Ее теперь надо посылать на пастбище только с божьей помощью или все-таки можно прутиком ударить?
Цирковая дрессура — это достижение человеческого ума. Отрасль творчества, которой посвящают жизнь целые поколения! Это изучение животных, их нравов, повадок и демонстрация своего умения другим людям. В дрессуре животных жестокость не может быть самоцелью. Понимаете, животное этого не прощает.
И зритель, который приходит в цирк, не хочет видеть запуганных и измученных животных, которых избиениями заставляют сделать трюк. Животное не может притворяться. Поэтому работа с животными — это очень тяжело, и опыт общения с ними передается через поколения. Мое мнение — животные в цирке должны быть! Дрессировщик может сам подвергнуться нападению животных и должен уметь защищаться.
— Ваши главные зрители — дети? Ведь цирк, по большому счету, все-таки развлечение для детей.
— Это, пожалуй, заблуждение, стереотип какого-то советского мышления, когда в цирке делали дешевые детские утренники. Теперь это поколение бабушек водит в цирк детей. А какая, скажите, разница ребенку, что гимнаст в воздухе делает — каскад или шпагат (директор цирка показывает рукой на очередного артиста, взмывающего в воздух и совершающего невероятные кульбиты)?
Это номера для умных, взрослых людей, которые могут оценить мастерство. Для этого гимнаст и делает невероятные тройные сальто на грани риска! Ребенку, жующему сладкую вату, это не особо интересно. Любовь к цирку должны прививать родители.
Цирк — это мероприятие для семьи, куда должны приходить в первую очередь взрослые, а мы с котиками, собачками и медведями уж позаботимся, чтобы тут было интересно и детям.
Наш разговор прервала одна из участниц конкурса, которая поинтересовалась у Лолиты Липинской, может ли она сейчас разбросать конфетти, запланированные в номере, или на репетиции этого делать не стоит. 24-летняя Инка Калачевска, которая представляет Польшу, только что отрепетировала номер под куполом цирка и, кажется, совершенно не устала.
"Я родилась на Украине, но выросла в Польше. В таком конкурсе принимаю участие первый раз! И первый раз выступаю в стационарном цирке. Это круто! В Польше мы работаем в цирке-шапито. Как стала гимнасткой? Родители всю жизнь работали в цирке, так и пошло… Училась в цирковой школе в Польше. Работаю как воздушный гимнаст. Но, если честно, я очень боюсь высоты!" — смеется Инка.
По ее словам, особых надежд на победу в конкурсе она не питает, так как конкуренция очень серьезная: "Я просто приехала пообщаться и обменяться опытом. В Риге первый раз и мне очень понравился город!"
А вот артист из Румынии Тюдор Ливью, который выходит на арену цирка сразу после Инки, более амбициозен. "Для меня это уже не первый конкурс. В прошлом году мы взяли серебро на фестивале в Польше", — говорит он.
Тюдор Ливью не скрывает, что приехал в Ригу с конкретной целью — победить: "Просто так на фестиваль не приезжают. Я хочу завоевать золото. Надо себе ставить самую высокую планку".
Тюдор привез в Ригу оригинальный номер под названием "Эксцентрические тарелочки с собачкой", который он репетировал семь (!) лет, сменив за это время три собаки: "В нашем номере есть элементы дрессуры, но мы, как вы сами могли убедиться, просто играем с животными. Защитники животных могут не волноваться. Собака выполняет команды сама, ей это нравится. Если будешь бить собаку, то она ничего делать не будет!"
К слову, теперь номер Ливью латвийцы смогут увидеть в программе Рижского цирка, так как он не только взял золото, но и получил контракт на работу. Ему же вручен и приз зрительских симпатий.
Вместе с Тюдором Ливью золотые награды также получили Бенедикт Бауманн (воздушный гимнаст на полотнах из Германии) и гимнасты из России Наталья Рукол и Юрий Волков (акробатическая эксцентрика, номер "Двойной жакет").
Серебро досталось жонглеру из Украины Назару Складаному с номером "Шаман", воздушным гимнастам на ремнях из России Татьяне Ожигановой и Денису Ремнёву и паре акробатов из Узбекистана Сабине Наймутдиновой и Рустаму Хаметову.
Бронзовые призы между собой разделили: Александра Ревуцкая, Семён Букин и Александр Бекешко — акробаты на шесте (Белоруссия); Вальпури Каарнинен, Мария Пелтова и Ронья Вильпонен – трио воздушных гимнасток на трапеции (Финляндия); Гарри Скьёноберг Аллен и Сади Купер Линдлей Кесслер – воздушные гимнасты на двойной трапеции (США); Алёна, Даниил и Дмитрий Дудник – эквилибристы на моноциклах (Украина).
А самый главный приз — гран-при циркового фестиваля "Золотой Карл — 2016" — получили акробаты из России Виктория Биляуэр и Константин Гвоздецкий. Невероятно пластичные артисты с обескураживающей легкостью выполняют на мачте комбинации сложнейших трюков. Пожалуй, это был один из самых запоминающихся номеров гала-концерта, который держал зрителя в напряжении до самого завершения.