РИГА, 22 янв — Sputnik. Коалиция во главе с США начнет сухопутную операцию против "Исламского государства" (запрещено в России) на территории Сирии и Ирака, сообщил 22 января министр обороны США Эштон Картер. 101 воздушно-десантная дивизия скоро высадится в Ираке, чтобы начать операцию "в рамках стратегии по борьбе с ИГ в Ираке и Сирии".
"Мы делаем много, потому что мы должны делать много, потому что мы должны победить ИГ. Я уверен, нам это удастся, но я хочу ускорить этот процесс", — приводит слова Картера телеканал CNBC.
Картер назвал цели операции — базы ИГ в городе Мосул на севере Ирака и в сирийской Ракке.
В течение ближайших двух недель министр обороны США встретится с группой министров обороны стран коалиции, чтобы оказать давление на тех, кто поддерживает усилия США только "на бумаге".
"Мы готовы сделать многое, потому что у нас есть лучшая боевая сила, какую мир когда-либо видел. Мы можем сделать многое и сами, — сказал Картер. — Соединенные Штаты не просят милости".Напомним, что при поддержке российской авиации и военных моряков сирийская правительственная армия ранее перешла в наступление на боевиков "Исламского государства", и освободила более четверти захваченных радикалами территорий страны. Она продолжает наступление как в направлении Пальмиры, так и в сторону Ракки и Алеппо.
Накануне стало известно, что президент США Барак Обама расширил полномочия Пентагона, разрешив наносить авиаудары по позициям боевиков ИГ в Афганистане. До сих пор американские войска могли бомбить только позиции "Аль-Каиды", также им разрешалось применять силу для помощи местным военным и для защиты иностранных сил.
Бомбежками — что американскими, что российским — ИГ не победить
Успехи российской военной группировки в Сирии заметили и в Соединенных Штатах. Как сообщила The New York Times, председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд сказал, что "операция ВКС России в Сирии помогает сирийским правительственным войскам". По оценке американского генерала, сирийские войска смогли консолидироваться и укрепить позиции в районах, где прежде силы противника вели активное наступление. Правительство Сирии "прежде находилось в наихудшей позиции, а сейчас позиции режима стали лучше", подытожил Данфорд.
А авторитетное американское издание Los Angeles Times опубликовало на днях статью, в которой утверждается, операция ВКС РФ в Сирии кардинально изменила расклад сил в регионе не в пользу США. Еще полгода назад сирийский президент Башар Асад говорил, пишет газета, что правительственная армия терпит "унизительные поражения" и вынуждена отступать, но после вмешательства России ситуация в стране резко изменилась, а самые жестокие боевики-исламисты вынуждены бежать из Сирии.
По мнению экспертов, сообщает издание, таких успехов правительственная армия смогла достичь только благодаря помощи России, которая с 30 сентября беспрерывно наносит ракетно-бомбовые удары по позициям ИГ.
Глава Центра ближневосточных исследований при университете Оклахомы Джошуа Лэндис отметил, что Асад выигрывает, поскольку российская авиация изменила всю динамику происходящего в Сирии и дала мощный стимул для сирийских правительственных сил. Натиск российской авиации становится в Сирии все сильнее и эффективнее.
По мнению Los Angeles Times, к началу международных консультаций по Сирии, которые запланированы в Женеве, военные успехи Асада при поддержке России окончательно укрепят позиции официального Дамаска. Это позволит ему диктовать оппозиции свои условия.
Даже сейчас видно, что США и другие страны международной коалиции, ранее требовавшие немедленной и безоговорочной отставки Асада, уже отказались от части этих требований и согласились на создание переходного правительства с его участием. Декларируемые сроки предполагаемого ухода нынешнего сирийского лидера становятся все более размытыми.
Как рассказал Sputnik военный эксперт Виктор Литовкин, зоны, где работают летчики России и летчики США, разделены по взаимному соглашению. Проблема в том, что цели у России и США в этой операции оказались разными. Москва оказывает помощь законному правительству Сирии, Вашингтон с самого начала гражданской войны в стране поддерживает те силы, которые с оружием в руках борются против президента Башара Асада.
Выработать общую платформу посредникам, в числе которых ведущую роль играют Россия и США, в урегулировании ситуации не удается. А одними бомбардировками — что с российских самолетов, что с американских — победить ИГ в Сирии не получается, считает эксперт.
Если США уйдут из Афганистана, война вспыхнет с новой силой
Никому не выгодно, чтобы в Афганистане продолжалась война, заявил Sputnik президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. От ИГ исходит вполне конкретная угроза, и если американцы будут бомбить позиции боевиков в Афганистане эффективно, это можно только приветствовать, считает он.
Никому не выгодно, по мнению Коновалова, чтобы в Афганистане продолжалась война, за исключением тех местных сил, кто не доволен существующим режимом.
"Одним из предвыборных обязательств Барака Обамы было уйти полностью из Ирака и Афганистана. Но полностью уйти не получается, и есть ощущение, что даже России выгодно, чтобы американцы какое-то время оставались в Афганистане — до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Если американцы все бросят и уйдут, война, на самом деле, может вспыхнуть с новой силой", — считает политолог.
Российская сторона, напоминает Коновалов, всегда исходила из того, что ИГ нужно бомбить везде, где только можно, до самой смерти всех членов этой организации, поскольку боевики ИГ рассматриваются в качестве главной террористической опасности, которая существует сегодня на международной арене.
Нельзя забывать, по словам эксперта, что угроза эта очень конкретно исходит для России и стран СНГ с юга. "Одна из задач ИГ — построение "халифата", который собирался располагаться от Сирии до Самарканда, включая много территорий России и бывших советских республик. Поэтому от боевиков ИГ исходит вполне конкретная угроза, и если американцы будут бомбить их позиции прицельно и эффективно, это можно только приветствовать", — уверен Коновалов.
При этом риск нанесения ударов по не имеющим к операции против ИГ целям присутствует всегда. Но в Афганистане, в отличие от Сирии, более-менее четко можно выделить правительственные силы, которые поддерживает Россия и американская сторона, и радикальные исламистские силы, которые хотели бы их свержения.
Выбирать цели и заставить против них сражаться афганскую армию, по словам Коновалова, американцам будет достаточно сложно: правительственные силы предпочитают избегать столкновений и уходить, теряя контроль над своими территориями.