РИГА — 11 янв, Sputnik. Поправки в законы о СМИ и Конституционном суде, утвержденные президентом Польши Анджеем Дудой, спровоцировали виток противостояния Варшавы и руководства Евросоюза. Глава Европарламента Мартин Шульц назвал происходящее в стране "путинизацией европейской политики", министр юстиции Польши Збигнев Зебро в ответ обвинил ЕС в использовании методов "времен Второй мировой войны"; в Германии же заговорили о возможности введения санкций против Польши.
Дуда поправил СМИ и КС
Польский президент Анджей Дуда подписал 7 января поправки к закону о СМИ, которые, по мнению польских журналистов, значительно усиливают контроль над прессой в стране.
Из-за принятия в стране нового закона уволились руководители ряда государственных телеканалов Польши.
С критикой выступили не только польские журналисты, но и Европейский вещательный союз, Европейская федерация журналистов и организация "Репортеры без границ".
Власти Польши, опираясь на новый закон, уже 8 января начали первые перестановки в руководстве государственных СМИ: назначены руководители гостелекомпании TVP и радиокомпании Польское Радио (PR). Также была уволена директор входящей в PR радиостанции Radio Jedynkа, которая неоднократно выступала против закона, отмечая, что он угрожает свободе слова. По собственному желанию на этом фоне уволилась директор еще одной государственной радиостанции Radio Trójka.
Поправки к скандальному закону о Конституционном суде, вызвавшие ожесточенные споры в стране, Дуда утвердил 28 декабря прошлого года. Конституционный суд больше не сможет прекращать полномочия судей и вправе будет лишь подготовить соответствующий запрос в нижнюю палату парламента (сейм) "в особо вопиющих случаях", а дисциплинарные взыскания в отношении судей можно будет применять лишь по запросу президента или министра юстиции. Кроме того, сам суд расширяется с 9 до 15 судей, а для утверждения решений потребуется согласие двух третей состава, а не обычного большинства, как ранее.
Евронесогласие
Новые польские законы вызвали возражения властей Евросоюза.
Глава Европарламента Мартин Шульц назвал политические преобразования в Польше противоречащими базовым европейским ценностям. "Власти (Польши) рассматривают свою победу на выборах в качестве мандата на подчинение государственного благополучия воле победившей партии", — заявил Шульц изданию Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung.
"Это управляемая демократия в стиле Путина, опасная путинизация европейской политики", — подчеркнул Шульц.
Европарламент планирует обсудить на пленарном заседании 19 января проводимую властями Польши политику.
Еврокомиссия в свою очередь направила в Варшаву письма с требованиями объяснений относительно принятых поправок. ЕК опасается, что они вредят принципам правового государства, и намерена провести дебаты по этому вопросу 13 января.
Отвечая на вопрос, будет ли на встрече приниматься решение о запуске процедуры по проверке выполнения польскими властями принципов правового государства, он заявил: "Это ориентировочные дебаты, они определят, по какому пути вопрос будет развиваться".
Еврокомиссар по вопросам цифровой экономики и информационного общества Гюнтер Эттингер заявил, что Польшу следует поставить под наблюдение Еврокомиссии в связи с принятием поправок в закон о СМИ, которые, по мнению европейских чиновников, усиливают контроль над прессой в стране.
"Самые худшие ассоциации"
Резкие заявления Еврокомиссии не остались без ответа. Министр юстиции Польши Сбигнев Зебро ответил на критику чиновников ЕС в отношении поправок в закон о СМИ. Как сообщило "Радио Польша", министр написал Эттингеру письмо, в котором обвинил Евросоюз в использовании методов "времен Второй мировой войны".
По мнению Зебро, поправки в закон, наоборот, должны "вернуть польским СМИ объективность и независимость". Он отметил, что слова еврокомиссара о "надзоре" за Польшей "вызывают у поляков самые худшие ассоциации".
"Я внук польского офицера, который во время Второй мировой войны боролся в рядах Армии Крайовой с "немецким надзором", — цитирует "Радио Польша" слова министра.
Зебро подчеркнул, что в Европе существуют более насущные проблемы, чем поправки в закон о СМИ в Польше, однако Евросоюз умышленно замалчивает их. В частности, о массовых нападениях на женщин в Кельне и других немецких городах в новогоднюю ночь СМИ сообщили лишь несколько дней спустя. "События, которые возбуждают опасения по поводу безопасности находящихся в Германии поляков, СМИ скрыли на несколько дней. Я не дождался вашей реакции на такое возмутительное нарушение права граждан на информирование. Я делаю вывод, что вам легче говорить о выдуманной угрозе свободе СМИ в Польше, чем осуждать цензуру в вашем отечестве", — написал министр Зебро.
"Качизм = фашизм"?
Новые законы вызвали неприятие и в самой Польше. Десятки тысяч человек участвовали 9 января в манифестациях Комитета охраны демократии (КОД) в 19 городах Польши, протестуя против принятия в стране закона, ограничивающего, по мнению участников акции, свободу СМИ.
Участники манифестаций вышли на улицы с флагами Польши и Евросоюза, а также с транспарантами, критикующими нынешнюю власть.
В частности, местные СМИ публиковали снимки плаката, на котором изображен лидер правящей партии, брат погибшего президента Ярослав Качиньский в образе северокорейского лидера Ким Чен Ына с подписью "Я — бог", а также транспарант "Качизм = фашизм".
"Государственные СМИ теперь стали зависимы исключительно от правительства и воли руководителей правящей партии. Мы настоятельно против такой среды для журналистики", — пояснили организаторы цель митинга на официальном сайте КОД.
Наиболее массовый митинг состоялся в польской столице на площади Повстанцев Варшавы. Протестующие принесли с собой игрушечного коня с лозунгом "Лучшие изменения происходят ночью", намекая на то, что последние законы, вызвавшие споры и критику в обществе, парламент Польши после длительного обсуждения принимал в ночное время.
Немецкий поворот
Председатель блока ХДС/ХСС в Европарламенте Херберт Реуль также поддержал введение штрафных мер против Польши. "Необходимы экономические санкции, если политический диалог не даст результатов", — заявил политик журналу Der Spiegel.
Позднее официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт заявил, что планов ввести санкции против Польши в Берлине нет.
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский 9 января вызвал посла Германии в Варшаве из-за антипольских высказываний немецких политиков. По данным СМИ, напряженность между Варшавой и Берлином возникла после прихода к власти в Польше консервативной партии "Право и справедливость". Партия заявила, что окажет финансовую поддержку Евросоюзу в решении кризиса беженцев, однако отказалась принимать мигрантов. Этот шаг поставил две страны на путь разногласий, поскольку Германия в минувшем году приняла рекордные 1,1 миллиона беженцев и призвала всех членов ЕС принять свою справедливую долю.
В понедельник в МИД ФРГ заявили, что между дипломатами состоялся "долгий обмен мнениями… очень конструктивный и партнерский разговор".
Представитель немецкого внешнеполитического ведомства отказалась цитировать содержание беседы, отметив, что Берлин хочет сохранить, продолжить и углубить сотрудничество с Польшей, которую считает своим добрым соседом.
Новая главная проблема Европы
Приход к власти в Польше праворадикальной партии "Право и справедливость" во главе с Ярославом Качиньским может обернуться настоящей проблемой для Евросоюза, пишет РИА Новости, цитируя обозревателя австрийского издания Der Standard Эрика Фрая.
"В Польше на недавних выборах к власти пришла партия "Право и справедливость", которая не уважает ни основные ценности ЕС, ни демократические принципы.
Она следует традициям польского фашизма времен между Первой и Второй мировыми войнами и считает своей главной целью защитить "особые" ценности Польши от внутренних и внешних врагов", — говорится в статье Фрая.
Обозреватель отмечает, что Качиньский "либералом никогда не был", поскольку "свято верит в свои реакционные убеждения и во всевозможные теории заговора", одной из которых является теория о том, что российские спецслужбы якобы причастны к авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году, в которой погиб его брат-близнец Лех Качиньский.
Чтобы предотвратить развитие националистических тенденций в Польше, ЕС мог бы пригрозить Варшаве исключением из членов союза, "но этот шаг не предусмотрен ни в одном из союзных договоров".
"К чему все это может привести, совершенно непонятно. Но есть основания для крайнего пессимизма — для Польши и для Европы", — полагает Фрай.
Возможный негативный эффект от действий польских политиков для Европейского союза может оказаться более ощутимым, чем финансовый кризис в Греции, ситуация на Украине, наплыв беженцев или возможный выход Великобритании из ЕС, подчеркивает обозреватель.