В последние дни уходящего года наши соотечественники привыкли неспешно подводить итоги, строить осторожные планы на будущее и еще они ожидают, вдруг повезет, и в их жизнь войдет хоть немного рождественского волшебства. Латвийские политики, даже самые прожженные, не исключение. И они стараются освободить эти дни от забот и окунуться в обществе родных и близких им людей в теплое море одной из тропических стран или всласть покататься на лыжах в швейцарских Альпах. Только на этот раз их давно запланированный отдых, как минимум, будет омрачен нелегкими раздумьями. А, как максимум, его придется отложить на неопределенное время. И виной тому правительственный кризис.
Многомудрые латвийские аналитики так и не могут однозначно разобраться в причинах давно назревавшей отставки кабинета Лаймдоты Страуюмы. Так ли она была необходима, если и в дальнейшем правящая коалиция будет состоять из тех же трех партий – "Единства", Союза "зеленых" и крестьян (СЗК) и Национального объединения. Получилась как бы наглядная иллюстрация к старой латышской поговорке: "Те же раки, только в другом кулечке".
Или все же права бывшая президент страны Вайра Вике-Фрейберга и правительственный кризис в самое неподходящее для этого время разразился всего-то для того, чтобы одно женское имя в главе правительства из партийного списка "Единства" поменять на имя другой женщины-однопартийки.
Теперь аналитики гадают не столько о том, кто будет будущим латвийским премьером, столько о том, удастся ли нынешнему, крайне энергичному лидеру премьерской партии и бывшему спикеру Сейма ЛР Солвите Аболтине буквально продавить свою кандидатуру.
Препятствием этому служит не только категоричная до сих пор позиция партнеров "Единства" по коалиции – Национального объединения. Они уже не один раз устами своих лидеров высказались против ее кандидатуры. Нет согласия и среди однопартийцев г-жи Аболтини. Если даже шесть парламентариев от этой партии открыто возражают против ее выдвижения в премьеры или оговаривают его серьезными условиями.
В пылу дискуссии как-то упускается из виду то обстоятельство, что по результатам прошлогодних парламентских выборов "Единство" потеряло роль "системообразующей" партии в правящей коалиции. Это в Сейме ЛР 11-го созыва, во многом благодаря недальновидной политике "множества "красных линий" бывшего президента и лидера Партии реформ Валдиса Затлерса, их партнеры по коалиции – лидеры партии "Единство" обладали немалым маневром в политических интригах. Чем они и не преминули воспользоваться, оставив за собой и пост премьера, и влиятельную должность спикера парламента.
Теперь ситуация иная. У "Единства", во многом из-за непомерных амбиций лидеров и чрезмерной идеологизации их программных установок, крайне незначительное поле для маневра, практически только в пределах нынешней правящей коалиции. К этому следует прибавить "скукожившийся" в два раза нынешний политический рейтинг и отсутствие единства в рядах партии.
В противовес этому, "зеленые" крестьяне значительно прибавившие в латвийском парламенте после прошлогодних выборов в "весе" с 13 до 21 мандата, в принципе могут быть инициаторами создания правительства различной партийной конфигурации.
Похоже на то, что ветер удачи начинает наполнять "паруса" СЗК. Год назад они поставили перед собой относительно скромную задачу провести своего кандидата на пост президента страны и летом 2015 года эту задачу выполнили. Сейчас именно в руках президента Раймондcа Вейониса судьба будущего премьера. А в рядах партии уже уверенно зазвучали голоса о необходимости взять на себя инициативу и в формировании будущего правительства. И даже уже обозначена возможная для этого дата – 28 декабря.
Безусловно, и стройные на первый взгляд ряды СЗК достаточно далеки от единства. Хватает противоречий и среди финансово-промышленных групп, которые поддерживают "зеленых" крестьян. Но они стараются не выносить склоки в медийное пространство и это делает их позиции в предстоящих переговорах изначально более убедительными.
И только в руководстве партии "Единство" как будто не замечают новых политических реалий и с прежней самоуверенностью пытаются всеми силами продавить кандидатуру Солвиты Аболтини и тем самым снижают шансы на создание стабильного будущего правительства. Или, как минимум, обрекают всех нас на существенное продление нынешнего правительственного кризиса.
Более подробно о выборах президента
Прошедшие летом выборы главы Латвийского государства оставили странное послевкусие. Безусловно, голосование среди "ста самых умных голов" — депутатов только латвийского парламента отличается от всенародных выборов. В этом случае не в пример гораздо большую роль играют предварительные переговоры и кулуарные сделки между "партийными бонзами".
Думаю, что если бы кандидатура Раймондса Вейониса действительно пользовалась безоговорочной поддержкой всего руководства СЗК, то им бы вполне хватило бы политического веса продавить своего кандидата как общего от всей правящей коалиции. Тем более, что еще ранее все три наиболее значимые фигуры в государстве – премьера, президента и спикера парламента, были закреплены за каждой из трех коалиционных партий.
На деле же, в день выборов в стенах Сейма ЛР мы могли наблюдать "торжество демократии", когда не только оппозиционные, но и правительственные партии выдвинули своих кандидатов, а сами выборы растянулись на весь день и только в последнем пятом туре голосования Раймондс Вейонис получил решающий перевес голосов, и то, согласно свидетельству некоторых внимательных наблюдателей, благодаря бюллетеням депутатов от оппозиции.
Если это действительно так, то это благо для латвийского общества, уставшего от множества политических скандалов последнего времени. В этом случае нынешний президент не будет испытывать "давящего" на него чувства "благодарности" перед партийным руководством и у Раймондса Вейониса есть все шансы стать на деле моральным лидером народа Латвии.
К слову говоря, его предшественник, также выдвиженец СЗК Андрис Берзиньш тоже был избран в 2011 году во многом благодаря поддержке оппозиции. Теперь, уже по результатам его президентства, мы вряд ли можем сказать, что он постарался сделать максимум от него зависящего для консолидации расколотого латвийского общества.
Возвращаясь к нынешнему правительственному кризису, если лидеры "зеленых" крестьян все же рискнут возглавить процесс формирования кабинета министров, то, как уже отмечалось ранее, перед ними могут открыться довольно широкие перспективы, вплоть до гипотетического пока союза с формальным победителем прошлогодних выборов – "Согласием".
У СЗК во времена Сейма 10-го созыва уже был опыт неформального сотрудничества с "согласистами" в принятии целого ряда законопроектов. И этому совсем не мешало то, что "зеленые" крестьяне привычно находились в составе правящей коалиции и должны были строго придерживаться коалиционной дисциплины. А "Согласие" не менее традиционно находилось в оппозиции и своими 29 голосами играла в ней ведущую роль.
Однако, пока такой мезальянс в раскладе политических сил Сейма 12-го созыва может оцениваться как крайне маловероятным. При всей своей прагматичности, особенно в сравнении со своими партнерами по коалиции, подавляющее большинство парламентарии СЗК настроены крайне националистически. Им гораздо более по духу близки единоверцы из Национального объединения и они не готовы рассматривать даже возможность блокирования с "Согласием".
Единственной предпосылкой создания подобного союза может стать ситуация, если "Единство" будет упорствовать в формировании будущего кабинета на своих условиях и под руководством крайне непопулярной сейчас Солвиты Аболтини, а будущее правительство будет по-прежнему терять свой рейтинг доверия среди наших сограждан. И то только, если тогда лидеры СЗК смогут почувствовать, что катящееся в небытие, по примеру ранее Народной партии, а до этого "Латвийского пути", "Единство" может утянуть "на дно" и своих партнеров по коалиции.
Есть и еще одно немаловажное соображение, которое может стать препятствием и СЗК все же откажется взять на себя ответственность за формирование правительства. Лидеры "зеленых" крестьян и так на неформальном уровне достаточно влиятельны не только в рядах своей партии, но и среди руководства ряда других латвийских политических сил.
Дополнительную концентрацию формальных рычагов власти в своих руках они могут посчитать просто нецелесообразным.
Во-первых, в нынешнее неспокойное время латвийское премьерство может оказаться крайне хлопотливым делом. А, во-вторых, демонстративная концентрация власти безусловно вызовет как сильное раздражение в кругах латвийской политической элиты, так и усиленное внимание к латвийским реалиям со стороны тех внешних сил, в том числе и из-за океана, которые и без этого имеют сильное влияние на латвийскую политическую жизнь.
В этих условиях СЗК вполне может "поддаться" напору лидеров "Единства" и разменять свои потенциальные премьерские амбиции на вполне реальные дополнительные и крайне им выгодные и влиятельные портфели министров сообщений и внутренних дел.
И несколько слов о "Согласии"
Может быть кого-то заденет это сравнение, но ведущая оппозиционная партия очень часто подобна неизбалованной мужским вниманием сельской простушке. Она готова открыть свое сердце первому встречному, который еще даже не стал оказывать ей первые знаки внимания, но только делает первые неясные намеки. И в его планах по-максимуму использовать доброту этой девушки, а самому при этом постараться свести свои обязательства к минимуму.
На мой взгляд, лидерам "Согласия" еще предстоит на деле научиться по-настоящему отстаивать интересы своей партии, своих однопартийцев, равно как добиваться от своих партнеров неукоснительного исполнения собственных принципиальных программных установок. И в первую очередь в деле защиты прав русскоязычного населения Латвии.
А нам же остается надеяться на реальность рождественского волшебства и на то, что умиротворенность, традиционно присущая этому празднику, позволит обрести Латвии стабильное правительство уже в самое ближайшее время. Или сбудется другое давнее народное наблюдение: "Как встретишь Новый год, так его и проведешь!"