РИГА, 3 дек — Sputnik. Сегодня Сейм Латвии принял решение выделить авиакомпании airBaltic займа в размере 80 млн евро. За предоставление этой суммы проголосовали 45 депутатов, против — 13, двое воздержались, сообщается на сайте Сейма Латвийской Республики.
Теперь, после того, как акционеры подпишут договор, министерство финансов внесет в бюджет министерства сообщений 80 млн евро для увеличения основного капитала airBaltic. До этого, 1 декабря правительство Латвии внесло в договор акционеров пункт о запрете покупать, брать в аренду и иначе использовать любую продукцию военно-промышленного комплекса, тем самым фактически запретив airBaltic закупку Sukhoi Superjet. Отсутствие этого пункта препятствовало выделению средств государством, так как условием предоставления займа была гарантия инвестора не приобретать Sukhoi Superjet.
Таким образом, долгие дебаты о том, будет или не будет airBaltic покупать российские самолеты, завершились.
Согласно источникам портала Pietiek.com, проблема закупки российских самолетов искусственная, она выведена на первый план, чтобы отвлечь внимание от более крупной махинации: вливания в национальную авиакомпанию миллионов евро из госбюджета, которые потом достанутся неизвестным пока кредиторам airBaltic. Среди заинтересованных в сделке лиц называют в первую очередь олигарха и экс-премьера Андриса Шкеле.
Сумма займа, которую государство выделяет национальной авиакомпании airBaltic — 80 млн евро. Депутат Сейма от "Согласия" Андрейс Элксниньш еще до принятия этого решения требовал проверить, куда пойдут эти миллионы и не будут ли они частично истрачены на покрытие старых обязательств airBaltic. Коллеги депутата обратились также к премьеру Лаймдоте Страуюме с просьбой проинформировать Сейм о существующих и возможных судебных исках к airBaltic.
"Идея правительства вложить 80 миллионов евро в авиакомпанию аirBaltic возможно связана с судебными исками против предприятия и требованиями третьих лиц, которые "неожиданно" появились. Выбранная правительством модель финансировани могла быть связана с появлением кредиторов, о которых обществу до этого не было известно," — считает Элксниньш.
По этой версии руководство airBaltic вообще не имело серьезных видов на Sukhoi Superjet, а вся история была вброшена в информационное пространство с целью отвлечь внимание от миллионов, которые вновь собираются вложить в авиакомпанию.
Ряд источников считает, что за комбинацией может стоять, в частности, Андрис Шкеле, принимавший участие и в "спасении" airBaltic четыре года назад, глава авиакомпании Мартин Гаусс и сам Ральф Дитер Монтаг-Гирмес, "финансовый инвестор из Германии".
Споры вокруг акций airBaltic начались, когда владельцем 49% ее акций стал руководитель компании Бертольд Флик, за спиной которого, по возникшим далее подозрениям, "стоял" и Андрис Шкеле. В 2011 году государство приняло решение отобрать акции у Флика, после чего начались многочисленные судебные иски. Бизнесмены, связанные со Шкеле, пытались отсудить у государства права собственности на 46% акций airBaltic.
Дело кончилось мировым соглашением, и весной 2015 года на закрытом заседании правительства было зарезервировано 9 млн евро для решения юридических проблем вокруг airBaltic. Деньги были направлены на счет в банке Nordea, после урегулирования всех проблем их перечислят юридическим лицам, которые судились за акции авиакомпании.
В 2011 году, во время дебатов о возвращении бренда airBaltic, бывший премьер-министр Валдис Домбровскис подтвердил, что в переговорах о продаже компании фигурировал экс-премьер, депутат Сейма Андрис Шкеле. В частности, его имя упоминалось в переговорах с украинскими предпринимателями, проявившими интерес к airBaltic.