Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит 24 ноября над сирийской территорией на высоте более шести километров. Это исключало возможность использования переносного зенитного ракетного комплекса со стороны радикалов-исламистов. "Удар в спину" был нанесен военно-воздушными силами Турции, устроившими засаду на российский боевой самолет.
В этой операции участвовали и подконтрольные турецким спецслужбам группы боевиков и СМИ. Они заранее проникли на сирийскую территорию и получили полную информацию о возможном месте и времени атаки на Су-24. Потом, чтобы скрыть следы, была организована охота на российских пилотов. По некоторым данным, в этой операции участвовал и турецкий спецназ.
Дав команду на уничтожение российского бомбардировщика, президент Реджеп Эрдоган имел и более отдаленную цель: создать бесполетную зону в приграничном к Турции сирийском районе. Это позволило бы Анкаре не только расширить свое влияние на территорию Сирийской Арабской Республики, но и обеспечить там защиту подконтрольных турецкой стороне боевиков.
Были использованы те же ультимативные методы, что ранее были применены к американцам и европейцам. Так, США в обмен на аренду турецкой авиабазы "Инджирлик" были вынуждены молчаливо согласиться на вооружение Анкарой сирийских туркоманов и их размещение на сирийской территории. ЕС Турция шантажировала беженцами. Миграционный кризис, который, по мнению многих экспертов, был искусно спровоцирован Анкарой, уже принес ей серьезные дивиденды в виде смягчения визового режима для турецких граждан в ЕС и в ближайшем будущем — более трех миллиардов долларов в качестве транша на обустройство лагерей для сирийских беженцев (в реальности их численность вблизи сирийской границы не превышает 700 тысяч человек).
Международная реакция
Однако президент Эрдоган серьезно просчитался: Вашингтон потребовал закрытия турецко-сирийской границы. Администрация Обамы, заявив об "атлантической солидарности", косвенно подтвердила, что "российский самолет находился на момент атаки в сирийском воздушном пространстве". Следовательно, Вашингтон больше стремится сохранить нынешний формат своего участия в сирийском конфликте, делая основную ставку на сирийских курдов. Которые Анкарой рассматриваются в качестве главной террористической угрозы.
Даже в турецком обществе позицию Реджепа Эрдогана поддержали лишь сторонники Партии справедливости и развития и Партии националистического движения. Главная же оппозиционная Народно-республиканская партия и условно прокурдская Партия демократии народов призвали Анкару и Москву к благоразумию. Акцент был сделан не на самом инциденте, а на причинах, которые к нему привели, включая ошибочную внешнюю политику правящей партии на сирийском направлении.
Стало известно, что члены семьи Эрдогана оказались лично заинтересованы в сохранении незаконного нефтяного бизнеса, который является финансовой опорой таких радикальных организаций, как "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (сирийское подразделение "Аль-Каиды").
И ответ Москвы
Уничтожение ВВС Турции российского боевого самолета принципиально изменило отношения между Москвой и Анкарой. Процесс их ухудшения удастся приостановить только, если на уровне спецслужб России и Турции удастся договориться по курдской проблеме. Москва откажется от поставок сирийским курдам вооружений (например, противотанковых ракетных комплексов "Корнет") и осторожно отнесется к перспективе получения ими широкой автономии в рамках обновленного сирийского государства, если Анкара, в свою очередь, прекратит поддержку радикалов-исламистов в Сирии, закрыв для них свою границу. Фактически это единственная возможность восстановления российско-турецких отношений в ближайшей перспективе.
В противном случае Турцию ждут как экономические проблемы, так и постепенное сокращение влияния в Сирии.
Причем с военной точки зрения турецкие ВВС мало чем смогут помочь военным формированиям туркоманов, так как развернутые на авиабазе "Хмеймим" российские зенитные ракетные комплексы С-400 фактически установили бесполетную зону, в том числе над близлежащей турецкой территорией. Это существенно ограничило полеты ВВС Турции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции