РИГА, 30 мар — Sputnik. Севший на мель в Суэцком канале гигантский контейнеровоз в очередной раз показал то, что уже продемонстрировала пандемия COVID-19 - мировая экономика слишком зависит от цепочек поставок, пишет Deutsche Welle.
Страховой концерн Allianz оценивает ущерб, причиненный закупоркой Суэцкого канала, в 6-10 миллиардов долларов в неделю. Это неудивительно - ведь через канал протяженностью 193 километра, соединяющий Красное море со Средиземным, проходит 13% всего объема мировой торговли. Это самый короткий маршрут для товарообмена между странами Европы и Азии.
Как наглядно показали минувшие дни, Суэцкий канал представляет собой своего рода игольное ушко - так же как и Ормузский пролив в Персидском заливе или Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. Достаточно песчаной бури или невнимательности капитана, чтобы артерия мировой торговли оказалась закупоренной, и 400 судов, груженных товарами на десять миллиардов долларов, встали в пробках.
Судоходным компаниям приходится взвешивать: ждать, когда откроют канал, или пускать корабли в обход мимо мыса Доброй Надежды, что означает значительно большее время в пути. При этом в портах назначения время прибытия кораблей расписано по минутам, и как быть, если запаздывающие суда придут все одновременно?
Точно в срок
Концепция "точно в срок" стала универсальным принципом логистики, например, в автомобильной промышленности, когда детали поставляются к конвейеру лишь тогда, когда они действительно нужны. Это позволяет экономить на складских расходах, поскольку функцию складов берут на себя подвозящие детали точно в срок поезда и грузовики.
Но уже пандемия коронавируса показала, что цепочки поставок могут очень быстро выйти из строя. Это стало заметно уже в самом начале пандемии, когда в Китае закрылись предприятия и замерла общественная жизнь: в какой-то момент перестали приходить контейнеры, а на производственных линиях возник дефицит важных комплектующих.
Позднее стали останавливаться заводы и в Европе, и закупщики на фирмах стали регистрировать снижение спроса автопрома на электронные детали. Когда же автомобильные заводы снова заработали, чипов для них стало не хватать. По этой причине завод Volkswagen, например, не смог выпустить 100 тысяч машин. А когда потом еще сгорел и завод по производству чипов в Японии, стало ясно: это проблема надолго.
Перебои ощущаются и в других сферах. В Германии, в частности, дефицитным товаром стали велосипеды. Причина банальная - не хватает контейнеров для их транспортировки по морю. Дефицит возникает еще и потому, что намного реже теперь летают пассажирские самолеты, которые прежде перевозили заодно и немало коммерческих грузов.
Как подсчитали эксперты концерна Allianz, возникшие трудности с доставкой товаров могут стоить мировой торговле 1,4% ее роста. Это равнозначно ущербу в 230 миллиардов долларов.
Вызванный коронавирусом кризис - это, разумеется, не конец глобализации, но на многих предприятиях наверняка уже просчитывают, не выгоднее ли иметь склады и держать на них некоторый запас важных комплектующих, чем рисковать остановкой производства в случае отсутствия необходимых деталей.
Ведь ясно одно: закупорка Суэцкого канала станет не последней помехой на пути всемирных торговых потоков.