РИГА, 5 апр — Sputnik. Европарламент окончательно одобрил поправки к Газовой директиве ЕС, которые касаются правил работы морских участков газопроводов в Евросоюзе, в том числе обоих трубопровода "Северный поток — 2". Евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин проанализировал, какой у кого был интерес в лоббировании поправок, кто выступал против, и какое место в этой истории у стран Балтии.
Поправки к Газовой директиве
Вчера, 4 апреля, в Европарламенте состоялось голосование о принятии поправок к Газовой директиве. Законопроект был поддержан 465 голосами, против проголосовали 95 депутатов. Теперь предстоит заключительное одобрение поправок Советом стран ЕС на уровне министров. Оно запланировано на 15 апреля.
Согласно поправкам, новые и действующие газопроводы из третьих стран в ЕС в территориальных морях государств сообщества должны будут соответствовать определенным правилам, которые сейчас распространяются на наземные трубы. Среди них — разделение деятельности по добыче и транспортировке газа, так называемый анбандлинг, то есть когда компания не может добывать голубое топливо и одновременно владеть трубопроводом в ЕС, по которому он доставляется. К таким нормам относятся также недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать газ.
При этом страны ЕС смогут разрабатывать исключения из новых правил для новых газопроводов, однако утверждать эти исключения — с правом отвергнуть или изменить их — будет Еврокомиссия.
Что касается строящегося газопровода "Северный поток — 2", на практике применение положений Газовой директивы к этому трубопроводу будет означать, что у него должен быть независимый от "Газпрома" оператор, а к мощностям должны получить доступ другие компании-поставщики.
У каждого свой интерес
Евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин, который голосовал против принятия поправок, отметил, что в разработке этих изменений не столько "реального рынка", сколько желания "насолить Путину и выколоть себе глаз, чтобы у тещи зять был одноглазый".
Против изменений в Газовой директиве активно выступала в основном Германия.
"К 2021 году она закроет свои атомные электростанции, а к 2030 году — все угольные, поэтому российский газ в ближайшие годы им будет очень нужен", — пояснил Мамыкин.
Однако желающих помешать Германии получать напрямую российский газ, было достаточно.
За пределами ЕС поправки к Газовой директиве усиленно лоббировали США. "Америка хочет продавать свой газ в Европу и Украине, которая боится потерять доходы от транзита", — отметил Мамыкин.
Внутри ЕС поправки к директиве, которые могут осложнить работу "Северного потока — 2", горячо поддерживали Польша и страны Балтии.
"Польша имеет конкурирующий транзитный проект. Там за миллиард евро построен регазификационный терминал в Свиноуйсьце, через который она хочет не только получать американский сжиженный газ для себя, но и продавать его другим странам Европы. Главным докладчиком от Европарламента по Газовой директиве стал поляк Ержи Бузек. Как вы понимаете, такое совпадение чистая случайность", — написал Мамыкин на своей странице в Facebook.
Он отметил, что страны Балтии своего экономического интереса в принятии этих поправок не имеют, но "они за любой антироссийский кипеж".
Свой интерес в принятии поправок имеет и Еврокомиссия, считает Мамыкин.
"Ее руководству, по большому счету, плевать на "Северный поток". Им важно другое. С помощью Газовой директивы Еврокомиссия забирает полномочия у национальных стран и резко увеличивает свою роль в энергетическом секторе Европы. Причем делает это с помощью принципиального противника расширений полномочий Брюсселя — Польши", — указал на парадоксальную ситуацию Мамыкин.
Он отметил, что ни один из участников этой "газовой атаки" не обмолвился о том, что, в случае их победы, газовые тарифы для жителей в странах ЕС снизятся.
"Такие мелочи не сильно их занимают. Каждый из участников готов пожертвовать общими интересами и здравым смыслом ради мимолетной выгоды для себя любимого и реализации лозунга "что не съем, то понадкусываю", — заключил европарламентарий.