11:27 18 Января 2019
Прямой эфир
  • USD1.1396
  • RUB75.9004
Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту

Симонов: в энергетическом союзе Беларуси и Прибалтики нет экономики

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости мира
Получить короткую ссылку
1187

Сегодня говорить о некоем энергетическом альянсе Беларуси и Прибалтики бессмысленно - для этого нет никаких экономических предпосылок, считает Константин Симонов

РИГА, 11 янв — Sputnik. Заявление президента Беларуси Александра Лукашенко об альтернативных поставках нефти через прибалтийские порты – попытка повысить свою цену в переговорных позициях с Москвой по вопросу компенсаций убытков, которые понесет республика в результате проводимого в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, передает Rubaltic.

В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

Президент Александр Лукашенко обсуждал этот вопрос в ходе декабрьских визитов в Москву с главой РФ Владимиром Путиным. Белорусская сторона настаивает на компенсациях, однако окончательного решения вопроса пока не найдено.

На этом фоне Александр Лукашенко 10 января поручил кабмину начать поставки нефти в страну через порты стран Балтии, заявив, что те взамен могли бы дешевле получать выработанные из нее нефтепродукты.

Выгоднее российского предложения нет

Если бы импорт нефти из третьих стран через прибалтийские порты был выгодным с экономической точки зрения, подобная схема давно бы работала, заявил Константин Симонов, комментируя инициативу Лукашенко.

"Если бы у Лукашенко была возможность получать нефть дешевле, чем в России, он бы давно это сделал. (…) Сейчас это исключительно риторика и попытка повысить свою цену в переговорных позициях. Можно однозначно сказать, что сейчас у Беларуси нет никаких альтернативных вариантов получения более дешевой нефти", - заявил эксперт.

Симонов пояснил, что налоговый маневр действительно создает неблагоприятные предпосылки для наполнения белорусского бюджета. Он предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В результате Беларусь к 2024 году, когда налоговый маневр окончательно завершится, будет получать нефть по ценам, близким к мировым. Однако до завершения маневра нефти по цене, выгоднее, чем предлагает РФ, Беларуси все равно не найти, уверен эксперт.

"Даже если (президент Венесуэлы Николас – ред.) Мадуро будет давать нефть бесплатно, с точки зрения логистики все равно невозможно оказаться в плюсе", - сказал Симонов.

По его мнению, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать на Балтике норвежскую нефть. Но пока рассуждать об этом предметно – рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отметил Симонов.

"Сегодня разговоры об энергетическом альянсе Беларуси и Прибалтики довольно бессмысленны. Вот если российские заводы станут серьезными конкурентами белорусским, тогда у них будет серьезное преимущество с точки зрения цен. У Беларуси появится преимущество с точки зрения логистики, близости к рынку, но с точки зрения сырья она объективно будет проигрывать", - считает Симонов.

По его словам, не исключен вариант, что российская сторона купит белорусские НПЗ, и тогда ситуация кардинально изменится.

"Они смогут претендовать на тот же обратный акциз. И вся эта история про балтийскую нефтяную "вольную республику" развалится в одночасье", - заключил Симонов.

По теме

Клайпеда пока не видит желания Беларуси перенаправить грузы в Латвию
Беларусь хочет и дальше стабильно реэкспортировать российский бензин
Лукашенко: если Литва не хочет сотрудничать, сделаем упор на Латвию
В Беларуси рассказали, сколько бензина перенаправили из портов Балтии в РФ
Порт Петербурга готовят к возврату "союзного бензина" из Прибалтики
Теги:
Энергетика, нефтепродукты, Нефть, Александр Лукашенко, Беларусь
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik