РИГА, 26 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Каким будет нынешний год для внешней политики и безопасности, чего ожидать и о чем беспокоиться Латвии? На эти вопросы латвийские ученые и политики пытались найти ответы в дискуссии, организованной Институтом внешней политики Латвии.
Невыученные уроки
Презентация ежегодного сборника научных статей "Латвийская внешняя политика и политика безопасности" уже давно стала традиционным событием января, однако впервые она прошла полностью в виртуальной среде из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений на собрания.
Открывая данное мероприятие, директор Института внешней политики Латвии, профессор Рижского университета имени Паула Страдыня Андрис Спрудс заметил, что прошедший 2020 год был поистине уникален. Каждый год является одновременно как продолжением предыдущего, так и началом нового. Поэтому, по словам Спрудса, январь – это подходящий месяц, чтобы оценить прошедший год и представить, каким может стать год нынешний. Эксперт отметил, что 2021 год – это год столетия международного признания страны, подчеркнув, что на латвийскую государственность влияют и определяют международное и национальное развитие.
Профессор указал, что внешняя политика начинается дома, и только сильное и консолидированное общество и в целом эффективно функционирующее государство могут быть уверенными и конкурентоспособными, в том числе и на международном уровне. Тем самым Спрудс считает, что Латвии необходимо постоянно помнить о своей "домашней работе", в том числе о необходимости развивать взаимное доверие между теми, кто формирует политику, и обществом в целом.
С этим у Латвии имеются определенные проблемы. Согласно опросу Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS, кабинету министров, Сейму и политическим партиям не доверяют от 70% до 80% населения страны. Негативно относятся латвийцы и к президенту Эгилсу Левитсу – его поддерживают лишь 34% жителей, что является самым низким рейтингом главы государства, начиная с 2010 года. Так что руководящим органам нужно лучше работать с обществом и должным образом его информировать, на что также указал Спрудс.
Пустой год для дипломатии
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс рассказал, каким был прошедший год для внешней политики страны и какие вызовы ее ожидают в будущем. По его мнению, об уникальности каждого года говорили и в 2014-м году, и в 2016-м, да и во всех последующих тоже.
"Каждый раз мы, смотря на предыдущий год, думаем, как хорошо, что он прожит, и в следующем году все будет по-другому, – может, лучше, может, сложнее, но по-другому", – подчеркнул он.
По словам министра, с подобными мыслями мы вступаем и в нынешний год. Прошедший 2020-й Ринкевичс назвал "пустым для активной дипломатии", как по техническим, так и по содержательным причинам.
"Технически, начиная с марта, мы в основном действовали в формате удаленной работы, встреч было довольно мало, и это показало, что существенные вопросы не могут быть решены удаленно. И пусть кому-то кажется, что наконец-то можно сэкономить много денег и решить все вопросы онлайн, практика показала, что нет", – подчеркнул глава МИД Латвии.
Несмотря на это, Ринкевичс все же отметил, что 2020 год отметился возможностью договориться на уровне Евросоюза о многолетнем бюджете, указав, что даже после ухода Великобритании ЕС является сильным игроком. Министр вспомнил прошедшие в ноябре прошлого года президентские выборы в США, выразив надежду, что со вступлением в должность новой администрации американо-европейские отношения станут более тесными.
"Может быть, сейчас еще рано говорить, как будет формироваться тот или иной внешнеполитический сектор в американской администрации, но я точно могу сказать, что, с точки зрения Латвии, мы заинтересованы в очень тесном сотрудничестве между Европой и Америкой. Мы сделаем все, чтобы США и ЕС больше сотрудничали даже и там, где у них разные мнения", – заявил Ринкевичс, отметив, что надеется на общее видение в вопросах Китая, России и принципов деятельности международных организаций.
Планы на будущее
Естественно, на Россию Ринкевичс обратил большее внимание, подчеркнув, что ее действия показывают, что "у нас не должно быть иллюзий в отношениях с этой страной, а Евросоюзу вместе с США нужно демонстрировать четкую и сильную позицию".
Тем самым министр дал понять, что никаких улучшений в двусторонних отношениях не предвидится и Латвия будет делать все, чтобы и со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов в оценках действий России также преобладал подобный подход.
Говоря о планах на этот год, министр выразил надежду, что страна успешно выйдет из ограничений, связанных с пандемией коронавируса, после чего у Латвии появится новая задача – как можно скорее восстановить экономическую конкурентоспособность. Действительно, потери для экономики в 2020 году оказались большими, и особенно они затронули сферу транзита. По данным министерства сообщения, по сравнению с 2019 годом в портах Латвии было перевалено на 28% меньше грузов, а железнодорожные грузоперевозки уменьшились на 42%.
Ясно, что часть потерей была вызвана коронавирусом, однако не стоит забывать, что и стратегия России, направленная на переориентацию грузовых потоков из стран Балтии на свои собственные порты, также сыграла в этом немаловажную роль. Конечно, говорить о том, что Россия полностью уйдет из балтийских портов в ближайший год, пока все же не стоит, однако уход значительных объемов ее грузов из Латвии - это уже свершившийся факт, не случайно на российском Северо-Западе были построены собственные новые мощные терминалы.
Поэтому для восстановления транзита Латвии следует искать новых партнеров, одним из которых могла бы стать Беларусь, временно приостановившая перевалку нефтепродуктов через Клайпеду. Однако в нынешних условиях, когда страны Балтии пролоббировали обширный пакет санкций против режима Александра Лукашенко, отношения с Беларусью серьезно осложнены. Так что пока сложно сказать, как будет происходить оживление латвийской экономики, и остается надеяться, что у правительства есть план, как это сделать.