РИГА, 11 мая — Sputnik. Премьер-министр Кришьянис Кариньш потребовал у министра внутренних дел Сандиса Гиргенса разъяснений о работе полиции 9 мая, и тот ответил на обвинения.
С учетом введенного в рамках чрезвычайной ситуации запрета на собрания в этом году празднование 9 Мая в парке Победы не проводилось, но люди могли возложить цветы в индивидуальном порядке. Этой возможностью воспользовалось такое количество рижан, что национально озабоченные граждане были возмущены.
Пользователи Twitter начали отмечать в своих постах министра здравоохранения Илзе Винькеле, но та в ответ предложила адресовать все претензии Гиргенсу.
Kādēļ jūs tieši atbildīgo - iekšlietu ministru @SandisGirgens nepievienojat komentāram?
— Ilze Viņķele (@Vinkele) May 9, 2020
Министр обороны Артис Пабрикс также принял участие в дискуссии и призвал не оплачивать лечение тем, кто заболеет после участия в мероприятии.
Totalitārisma atbalstītājiem vīruss neķeras, bet ja tomēr noķers, varbūt, lai neprasa Latvijas valstij apmaksāt ārstēšanos, bet sedz ārstēšanās izmaksas tiem kurus aplaiduši.
— Artis Pabriks (@Pabriks) May 9, 2020
"К почитателям тоталитаризма вирус не пристает, а если все же пристает, быть может, пусть они не просят у страны оплачивать их лечение, а сами покрывают лечение тем, кого они окружали", - написал министр в Twitter.
В полемике принял участие и Кариньш. На своей странице в Twitter он потребовал у Гиргенса разъяснений о работе полиции 9 мая в Пардаугаве, где расположен памятник Освободителям. Премьер-министр напомнил, что вирус еще не побежден, и ограничения по-прежнему действуют, чтобы сохранить здоровье и жизни людей.
Esmu pieprasījis iekšlietu ministra @SandisGirgens skaidrojumu par vakar notikušo pulcēšanos pasākumā Pārdaugavā un @Valsts_policija veikto spēkā esošo #COVID19 izplatības ierobežojumu uzraudzību. Vīruss nav uzvarēts. Ierobežojumi pastāv, lai sargātu cilvēku veselību un dzīvības.
— Krišjānis Kariņš (@krisjaniskarins) May 10, 2020
Сегодня Гиргенс опубликовал на своей странице в Twitter заявление для прессы. Он заявил, что отрицает прозвучавшие в адрес полиции претензии в недостаточном обеспечении общественного порядка 9 мая в парке Победы, но обещает тщательно оценить качество работы полицейских.
9. maijs pandēmijas laikā bija izaicinājums dienestiem, taču šogad tas noritēja salīdzinoši mierīgi un ar 8 reizes mazāk apmeklētājiem kā parasti. Zemāk detalizēts situācijas skaidrojums, kas arī tika sniegts premjerministram. pic.twitter.com/Bc8I0uMR4p
— Sandis Ģirģens (@SandisGirgens) May 11, 2020
Министр подчеркнул, что распоряжение правительства о чрезвычайной ситуцации не ограничивает права людей индивидуально посещать памятные места, соблюдая дистанцирование.
"Распоряжение не сортирует людей по национальности, не делит их на тех, кому разрешено и не разрешено возлагать цветы, а также уважает личную мотивацию каждого человека, особенно в случаях, когда люди вспоминают погибших родственников. Конечно, есть исключения в отношении людей, открыто прославляющих преступления нацистской Германии и СССР или нарушающих общественный порядок и безопасность", - сказал министр.
Как сообщил министр, на оперативном совещании на прошлой неделе обсуждалась возможность установки заградительных барьеров 9 мая, но это продлило бы время пребывания людей у памятника, создало бы очередь и усилило эпидемические риски.
По его словам, работа полиции 9 мая была направлена на то, чтобы не допустить провокаций и агрессии. За грубые нарушения были задержаны отдельные лица и возбуждены административные дела.
В этом году парк Победы посетили около 20 тысяч человек, которые там не задерживались, поток людей непрерывно обновлялся. В отличие от предыдущих лет, не наблюдалось агрессии, употребления алкоголя и грубых нарушений общественного порядка. Люди приходили к памятнику вдвоем или семьями - к таким группам людей не относится требование двухметровой дистанции.
Не исключено, что в какие-то моменты люди собирались группами, не соблюдая дистанцию, но среди них находилась полиция, которая выполняла свои обязанности, поэтому было бы неверно оценивать ее работу по отдельным фото в социальных сетях, которые при определенном ракурсе могут создавать оптический обман. При этом, по словам Гиргенса, фотографии и видео, доступные в социальных сетях, будут проанализированы.