РИГА, 23 июл — Sputnik. Президент Латвии Эгилс Левитс в интервью литовскому порталу 15min рассказал, какими видит отношения с Россией, когда могла бы состояться его встреча с президентом Владимиром Путиным, а также затронул тему интеграции русскоязычных и вопросы исторической памяти.
Говоря о России, Левитс подчеркнул, что это страна-сосед и Рига всегда стремилась поддерживать с Москвой хорошие отношения.
После встречи президента Эстонии Керсти Кальюлайд с главой РФ Владимиром Путиным в Москве было много разговоров о том, что и президент Латвии мог бы встретиться для переговоров с российским коллегой. По словам Левитса, он отправился бы на встречу с Путиным, не задумываясь, если бы это положительно повлияло на отношения двух государств.
"В случае должной подготовки, и если бы я видел, что мой визит в Россию или встреча с президентом России где-то еще повлияла бы на двусторонние отношения, конечно же, я бы это сделал. Однако для этого необходима подготовка с обеих сторон", — сказал Левитс.
Также Левитса во время интервью спросили, какова его стратегия как президента Латвии в том, чтобы привлечь неграждан и тех, кто "живет в иностранном информационном пространстве". На что Левитс ответил, что основой для интеграции разных групп общества должен стать латышский язык.
"Мы ждем, что они присоединятся к латышскому языку, будут его использовать. Сейчас идет реформа образования, благодаря которой латышский язык в образовательном процессе будет иметь больший вес. Это способ интегрировать неграждан и тех людей, которые до сих пор живут в чужом информационном пространстве. Очень важно, чтобы латвийское информационное пространство охватывало всех латвийцев", — сказал Левитс.
При этом он отверг предположения о том, что в Латвии могут упростить получение гражданства негражданами. По словам Левитса, в балтийской республике и так довольно либеральное законодательство в этом вопросе — получить паспорт гражданина Латвии довольно легко.
"Мы предлагаем гражданство всем людям, которые проявляют желание и заинтересованность в этом. Конечно, для этого нужно знать латышский язык, в противном случае было бы трудно быть ответственным гражданином. Для людей, которые хотят стать гражданами Латвии, это легкодоступно", — заявил Левитс.
В заключение Левитса, как человека с еврейскими корнями, спросили о том, намерен ли он продвигать более открытую дискуссию об историческом прошлом Латвии и Холокосте.
"В Латвии, как и в Литве, историческое прошлое очень сложное. Я бы сказал, история (этих стран) — одна из самых интересных в регионе. Как известно, я заинтересован в том, чтобы способствовать демократической политике памяти.
Политика памяти должна быть закреплена в политическом поле. В немецком языке есть слово Vergangenheitsbewältigung ("преодоление прошлого"). Я думаю, что-то похожее мы должны сделать и в Латвии. Мы уже много делаем, но этот процесс должен быть глубже", — сказал Левитс.