РИГА, 31 янв — Sputnik, Алексей Стетюха. Народное волеизъявление снова оказывается в тренде. Почти каждую неделю группы лиц собираются на улице, чтобы рассказать о своем недовольстве. Радует, что появляется конкретика. Смущает, что нет видимых результатов.
В последний день января, на уже привычном лобном месте напротив здания Сейма прошел митинг, организованный "новыми консерваторами". Собралось, как и в прошлый раз, человек 100-150, хотя ближе к девяти людей стало немного больше. Утверждали, что пришли самостийно, никто их не организовывал. Хотя достаточно однотипные плакаты в руках людей преимущественно предпенсионного и пенсионного возраста заставляли усомниться.
Лейтмотивом встречи стало несогласие с требованием Генпрокуратуры выдать Юриса Юрашса для начала уголовного процесса за разглашение гостайны. Сам факт разглашения действительно кажется довольно сомнительным.
Суть вопроса заключается в том, что в 2015 году Юрашсу предложили взятку. От взятки он отказался, о чем сразу добросовестно сообщил куда следует. После этого он, преисполненный чувством собственной непогрешимости, сообщил куда не следует. То есть широкой общественности. Прокуратура и KNAB обиделись и сказали, что так нельзя было. Собственно, за разглашение данного факта его сейчас и просят отдать в руки Фемиды.
Митинг начался в восемь утра. Люди собрались, как по часам, но особого оживления не наблюдалось. Ни тебе кричалок, ни призывов. Утро выдалось холодным. За собравшихся говорили плакаты и транспаранты. В основном обидные для генпрокурора Калнмейерса, хотя задело и Лембергса, и еще всяких, по мелочи.
Полиция откровенно скучала. Провокаций не намечалось. "Желтые жилеты", которые начали появляться на предыдущих пикетах, здесь почти не были представлены.
Оживление началось, когда через строй пошли депутаты. Хор собравшихся стройно встречал "своих" радостными возгласами и аплодисментами, "не своих" - дружным "Фу".
Одним из первых в диалог с народом ввязался Пименов. Ему долго и в красках, потрясая плакатами про Калнозолса, рассказывали, что "Согласие" должно уйти. Куда и почему — толком не объяснили. Кто-то из толпы крикнул, что на рижских улицах грязно, кто-то поддержал, что воруют. Пименов немного попрепирался, потом ушел. В Сейм.
Затем к народу вышел Янис Борданс. Он в свою очередь сообщил, что, скорее всего, Юрашса выдадут, но пообещал, что консерваторы продолжат бороться за упорядочивание судебной системы, и заявил, что если им помешают, то народа у Сейма соберется куда больше. Тем не менее рассказывать, как его партия будет голосовать в вопросе о выдаче Юрашса, Борданс отказался. Сказал, мол, сами все увидите.
Самого виновника торжества, Юриса Юрашса, собравшиеся уже встретили дружными овациями. Он тоже раскланялся и поблагодарил всех за поддержку. Тут народ вспомнил о цели собрания, и понемногу пошли в ход кричалки. В основном призывали Калнмейерса уйти в отставку. Но традиционно периодически срывались на "Согласие".
Когда пошли депутаты от "Согласия", улюлюканье достигло высшей точки. В дебаты с собравшимися политики не вступали, поэтому проход получился довольно быстрым.
На какое-то время части собравшихся удалось задержать Яниса Домбраву, но и там бурных дебатов не получилось. По прошествии регламентированного времени народное собрание разошлось по народным делам. Инцидентов не было, видимых результатов тоже.