15:14 09 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1286
  • RUB80.4584
Стиль жизни в Латвии
Получить короткую ссылку
Рижская неделя моды: провокация красоты (9)
803

24 октября в Старой Риге, на ул. Грециниеку, 24, распахнет свои двери для всех посетителей Музей моды, открытый совместно с Фондом Александра Васильева. Спутник побывал на открытии музея, оценил экспозиции и побеседовал со знаменитым коллекционером, театральным художником и телеведущим Александром Васильевым

РИГА, 23 окт — Sputnik, Динара Никифорова. Идея создания Музея моды в Риге принадлежит архитектору из Москвы Наталье Музычкиной, которая некоторое время уже живет в латвийской столице.

Наталья любит историю и культуру, давно мечтала создать музей и занималась поиском помещения, когда судьба свела её здесь с Александром Васильевым, её давним другом, который тоже задумывался об организации музея моды в Риге. Ведь здесь, в Музее декоративно-прикладного искусства, уже несколько лет подряд с успехом регулярно проходят выставки костюмов из его коллекции.

"Идея музея, посвященного моде, показалась мне просто великолепной. Красота, быт, история, культура и ее мифы, одним словом, ткань времени – все это кажется таким интересным, об этом хочется говорить, это хочется показать, хочется поделиться своим видением и мыслями со зрителями", – говорит Наталья.

Открытие Музея моды в Риге
© Foto : Пресс-служба Музея моды Риги
Открытие Музея моды в Риге

Почему Рига

Рига всегда была стильным и элегантным городом, как нельзя лучше подходящим для открытия подобного музея. Даже в советские времена, в эпоху дефицита, Рига сохраняла статус "столицы моды" СССР – модели одежды из Латвии служили образцами для модников и модниц всего Союза. Здесь же находился и знаменитый рижский Дом моделей, и его легендарное издание – журнал "Ригас модес".

А вот как прокомментировал Александр Васильев выбор Риги как города для открытия Музея моды:

"В России нет смысла открывать подобный музей. Например, если взять Петербург, то он просто переполнен самыми разными музеями и другими интересными местами для посещения. Публике предоставляется слишком много развлечений, где Музей моды мог бы оказаться лишним. В других городах с успехом проходят выставки костюмов, связанные с советской модой. Российские женщины с удовольствием примеряют на себя образы советских кинозвезд 40-60-х годов", — сказал он.

В Москве выставка о моде в советском кино проходила с огромным успехом! (В Риге же, напротив, по мнению мэтра, такую выставку проводить нельзя, так как её тематика весьма неоднозначна и может вызвать недовольство определенных кругов латвийской публики).

"Выставки о моде досоветского периода в России популярностью не пользуются, так как россиянки себя не ассоциируют с этим периодом, ведь многим поколениям женщин вбивали мысль о том, что дореволюционный стиль жизни с его нежными и избалованными красавицами, изящными платьями, шляпками, прическами – это плохо, это удел буржуазии", — объяснил Васильев.

Экспозиция музея расположилась в подвалах времен Средневековья. Отремонтированные и восстановленные, они выглядят как залы старинных замков.

Музей моды в Риге
пресс фото
Музей моды в Риге

Музей интерактивен и оформлен по последнему слову техники. Экспонаты сопровождаются интересными видеоматериалами, звуковыми и  визуальными эффектами. В оформлении экспозиции использованы весьма оригинальные идеи, как, например, комоды с множеством выдвижных ящиков для экспонирования аксессуаров из коллекции Александра Васильева.

В Музее моды каждый будет иметь возможность искать ответ на вопрос: что такое мода – дорогой каприз, желание быть красивым, утверждение статуса? Мода – это искусство, коммерция или средство самовыражения?

В музее можно осмотреть как постоянную экспозицию, которая поможет посетителям найти ответы на эти вопросы, так и выставку нарядов и аксессуаров из коллекции Александра Васильева "Элегантность 30-х", рассказывающую о периоде в истории моды, получившем название "предвоенный шик".

Музей моды в Риге
пресс фото
Музей моды в Риге

Помимо осмотра экспозиций, прекрасный пол сможет поупражняться в искусстве объяснения с окружающими при помощи мушек – искусственных родинок, которые наклеивались дамами на лицо в строго определенных местах и должны были ненавязчиво намекать окружающим на особенности характера их обладательницы. Или попрактиковаться в сложном языке общения жестами при помощи веера.

Чем уникален рижский Музей моды

Александр Васильев рассказывает, что музей содержит редчайшие образцы, эксклюзивные экспонаты: наряды от  кутюр, платья, принадлежавшие всемирно известным личностям. Подобных вещей больше нигде нет, заверяет Александр.

К тому же, в отличие от множества подобного рода европейских музеев, в рижском никто не запретит вам сделать фотографии на память.

Почему стоит посетить Музей моды

Рижане и гости города получат непередаваемое удовольствие от встречи с прошлым, с красивым прошлым. Ведь экспонаты музея подобны машине времени. Вся экспозиция вместе с интерактивным оформлением музея создает полное погружение в атмосферу предвоенного праздника жизни – шика, зарождения эпохи кино, женственности, музыки. Наверняка мало кто обращал внимание на то, что раньше не только трава была зеленее, а деревья выше, но и эмоции в кино – более сильными и ярко выраженными. Это наследие немого кино, и об этом также можно будет узнать из экспозиции.

Здесь посетители смогут почерпнуть для себя множество новых модных идей – ведь то, что было изобретено в моде в 30-е годы, живо до сих пор. Именно тогда была придумана элегантность; соотношения пропорций: грудь-талия-бедра; сочетающиеся цвета, когда сумочка подбиралась под обувь, обувь под перчатки, перчатки под шляпку; сочетание цвета ткани и образа женщины; и именно в 30-е годы был изобретен стиль гламур, который живет до сих пор. В этой экспозиции есть и платье, родом из Риги, которое на фоне платьев лучших мировых домов моды выглядит ничуть не хуже, а может, даже и лучше.

Из разговоров с мэтром

Редакционное задание – поинтересоваться у Васильева, что же он думает о современной уличной моде Риги и других прибалтийских городов, было провалено сразу же с оглушительным треском.

"Я сейчас надел бы вот этот букет на голову тому, кто придумал задавать мне такие вопросы! – возмущался Васильев, размахивая подаренным ему букетом цветов. – Задавать мне такие вопросы – это всё равно, что забивать гвозди хрустальной вазой! Я историк – мне не интересна уличная мода! Я не передвигаюсь пешком, я не бываю на улицах, я не знаю, что там происходит". 

А вот когда Васильев видит заинтересованность посетителей экспонатами из своих коллекций, отвечает на вопросы об историях их появления, об изменениях и закономерностях в развитии моды, он может говорить часами. Тогда его глаза загораются каким-то особенным светом.

- Что вы ощущаете в новом музее?

– В музее я чувствую прекрасную ауру и атмосферу. Чувствую каждую хозяйку каждого наряда. “Слышу” как она гордится тем, что именно её платье здесь выставляется, что не зря она приложила столько моральных и материальных усилий, чтобы, например, выпросить у мужа именно это платье.

-Почему музей небольшой?

— Причина простая – финансы. Это частный музей, платья на меня не падают с неба, я их покупаю. Цены на платье не меньше 1000 Евро, вещи от кутюр – около 10 000 евро за платье. Плюс аксессуары.

Прибавьте к этому реставрацию, консервацию, манекены. Манекены, кстати, изготовлены в Стамбуле на заказ по моим эскизам по специальным меркам. У современных манекенов другие пропорции, на них ни одно моё платье не закроется. А знаете почему?

Люди в то время были невысокого роста. Средний рост увеличился, когда появилась гормональная пища, а произошло это в 60-е годы, когда в США поступили в массовую продажу продукты с гормонами роста. Тогда же изменился женский каблук – из шпильки он превратился в квадратный, так как шпилька не могла выдержать увеличившийся вес и попросту ломалась. Поэтому мы теперь имеем просторную обувь без каблука, мягкие сандалии, платформы.

В Вильнюсе у меня 1000 кв.м. Но там у нас один зал в государственном музее "Арсенал". Прибыли от продажи билетов мы не получаем, фактически – это всего лишь место для хранения костюмов. Такой вот бартер.

Я всегда стремился к Музею моды. Но для того, чтобы его открыть нужно было много лет подготавливать почву. Нужно было стать узнаваемым, известным, интересным. Нужны были все мои состоявшиеся выставки, книги, передачи, чтобы публика была уверена в том, что всё то, что откроет Васильев будет интересно. Если бы 10 лет назад открылся Музей моды и не было бы ни "Модного приговора", ни написанных книг, ни выставок, заинтересовать людей посещением такого музея было бы невозможно.

- Какие перемены в моде ждут нас в ближайшее время?

— Ближайшие 10 лет мода будет идти в сторону мусульманского развития, мы начинаем носить одежду свободного покроя, всё более прикрывающую изгибы женского тела. Продвигается убеждение, характерное для мусульман, — женщина должна быть красивой только в стенах собственного дома, остальные не должны наслаждаться её красотой. 

Один из примеров этого движения в современных модных тенденциях – платки, совсем недавно вошедшие в моду. В то же время из нее вышли прозрачные колготки, мини-юбки. В моду вошли цвета пророка Магомета: зеленый и синий. Позже мода изменит направление в сторону Китая.

- Какие новинки могут появиться в женской моде?

— Изобрести новое для женщины уже невозможно. У нее также остаются две руки, две ноги и одна голова. Для этого набора изобретено уже всё возможное.

Самые большие консерваторы в моде – мужчины. 200 с лишним лет они носят брюки, рубашку и пиджак и не допустили в это ничего другого. Мужчины в моде развивались быстрее, чем женщины, из-за более активного образа жизни. Они добились унификации гардероба уже в постнаполеоновскую эпоху, опередив женскую моду на 200 лет.

Женский костюм на протяжении времени претерпел множество изменений, так как женская фигура имеет округлости, рельеф. В отличие от мужской фигуры, имеющей рельеф только в одном месте.

Женщины были бесправны на протяжении веков, до эмансипации, они всегда были придатком к мужчине. Женщина не имела права получать образование, участвовать в выборах, не имела права на развод, не имела права водить автомобиль, не имела права курить в обществе. При этом женщина имела огромную силу в рамках своего дома. Эмансипация началась в 20-е годы 20-го века, когда женщины остриглись, закурили и заняли рабочие места мужчин. Ей нет еще и ста лет. После этого за короткое время женщины большими скачками приблизились к мужской моде: брюки, туфли без каблука, короткие стрижки, трикотажная одежда, рубашки и вообще всё, что застегивается спереди. Вся женская одежда раньше застегивалась со спины, женщина сама не могла одеться, даже на это не имела прав.

В то время как мужская одежда всегда застегивалась спереди, и мужчина всегда мог сам одеться и раздеться. Первые застежки (пуговицы) спереди у женского костюма появились в Первую мировую войну, когда мужчины ушли на фронт и женщинам пришлось одеваться и раздеваться самостоятельно.

"Вы знаете, почему мужчины застегиваются на правую сторону, а женщины на левую? – спрашивает Александр, – Мужчины одевались сами, а женщин одевали камеристки. Сподручнее правой рукой застегивать".

Тема:
Рижская неделя моды: провокация красоты (9)

По теме

Александр Васильев: будущее моды за исламом, другого будущего у моды нет
Александр Васильев представил в Риге выставку "Прирученная природа"
Александр Васильев: женщина с формами никогда не станет иконой стиля
Рижский стиль: как одеваются жители столицы

Главные темы

Орбита Sputnik