РИГА, 15 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Самая оптимистичная новость этого сложного года — в пятницу, 14 августа между Ригой и Юрмалой открылся крупный аутлет-центр Via Jurmala Outlet Village. Задумка этого проекта возникла еще в золотую эпоху летнего фестиваля "Новая Волна", так что ориентирован он на состоятельных российских покупателей, отдыхающих или купивших недвижимость в Латвии.
Инвестиции - более 27 миллионов евро, средиземноморский малоэтажный дизайн, 70 магазинов одежды модных марок и ни одного похожего объекта ближе Финляндии. Почти 11 гектаров территории.
Мажоритарный акционер центра Esterkin Family Investments с 64,5% долей капитала, весь объем инвестиций, соответственно, у Rietumu bankа. В проект латвийский банк вложил более 27 миллионов евро, а сама его идея начала двигаться в 2015 году, когда стало ясно, что фестиваль "Новая Волна" московской компании ARS уйдет из Дзинтари навсегда.
Все дороги ведут в Пиньки
От концертного зала до аутлет-центра в Пиньки возле ледового холла Inbox ехать 12 минут, до Старой Риги - еще 25. Церемониальную красную ленту на входе в аутлет-деревушку на Юрмальской трассе, как можно перевести название, открывали мэр Бабите Айварс Осис и член правления девелоперской компании Outletico Андрей Дозорцев - сын одного из самых ярких политиков Атмоды писателя и журналиста Владлена Дозорцева и сам радиожурналист в прошлом.
"У нас есть дерево- и металлообработка, текстильное производство и торговля. Мы поддерживаем деловое развитие Бабитской волости, и этот проект, конечно, станет центром активности", - ответственно заявил мэр Бабите Айварс Осис, рассекая традиционную красную ленту, натянутую поперек празднично-красной дорожки.
Деревня шопинга - первый видимый успех Латвии с марта этого года, когда была введена чрезвычайная эпидемиологическая ситуация и экономика полетела в тартарары. На месте бабитского мэра мог бы стоять премьер и бывший ритейлер Кришьянис Кариньш и президент Эгилс Левитс. Ведь Outlet Village — это огромный шаг вперед для республики, где в структуре ВВП у ритейла - место номер один. Но вместо них был замечен за шопингом только экс-президент Валдис Затлерс. Возможно, Кариньш и Левитс посетят Пиньки позже, а пока слово Андрею Дозорцеву.
"Если у вас есть пять магазинов, из остатков нераспроданных коллекций вы можете формировать шестой. У нас сейчас 60% арендных площадей заполнено, нам доверяют, и в октябре пройдет второе открытие, когда придут новые арендаторы, в том числе из Голландии, ОАЭ и России. Это не Bosco, но это тоже известный бренд.
У нас представлены разные ценовые сегменты товаров и разные марки, но основное правило - цена должна быть на 30% ниже, чем обычно", - рассказал Sputnik Дозорцев.
Два латвийских бутика и один аутлет "Кучинелли"
На логичный вопрос, а время ли открывать центр концентрации модных магазинов в период сложностей в экономике, он ответил, что сейчас время парадоксальной покупательской способности. Так, по словам Дозорцева, после периода жесткой коронавирусной изоляции та часть населения Латвии, которая работала, но не имела возможности потратить накопления на путешествия и отдых, покупает товары в высшем ценовом сегменте. Скромное обаяние класса люкс.
"Вы бы видели, какие очки покупают медсестры! Мы в октябре ждем еще открытие, голландский арендатор сказал, что откроет свой магазин стоковых швейцарских часов только после открытия границы с Россией. Покупатели Chopard и Cartier должны приехать оттуда. А кто будет покупать Brunello Cucinelli? Конечно, русские. Но и не только. Во время кризиса в Латвии куплено пять спорткаров McLaren, и таких брендов, как наши клиенты Billionaire и Cucinelli, в европейских аутлетах не найти. А в Риге открылись два бутика Cucinelli", - признал Дозорцев.
Коллега Кристина оценила симпатичный джемпер Brunello Cucinelli с номинальной ценой 3200 евро в магазине в Милане, а в аутлете в Пиньки его можно купить всего за 1800 евро.
Городок из 70 магазинов (а будет 120) оживился сразу после открытия ровно в полдень. Длинные очереди выстроились к магазинам Puma и Ecco, где скидки на отдельные линии обуви достигали 70%, рюкзаки продавались по 5 евро, спортивная обувь по 20-50 евро.
Есть там разные по стилю и меню ресторации и кафетерии, детская площадка и сцена.
Обещают шоу. Первый "Бургер-баттл" в "Деревне аутлетов" 23-24 августа проведут два конкурирующих шеф-повара: совладелец ресторана 36. Line Лаурис Алексеев и владелец сети ресторанов Resto-Rātors Виктор Равдиве, ранее развивавший ныне закрытый гастро-павильон на Рижском Центральном рынке. Посетители и жюри будут дегустировать бургеры с закрытыми глазами и определять, что вкуснее. Шеф-повар Равдиве заявил, что намерен довести фестиваль бургеров до масштабов мюнхенского "Октоберфеста" и сделать его туристической обязанностью для многих гостей Латвии.
Лояльная бизнес-модель
Два момента Outletico интересны: во-первых, арендаторы, в отличие от торговых центов Galactico, не связаны ежемесячной платой на весь срок аренды, а платят проценты от продаж. Это более лояльная к ритейлерам модель, в Латвии в этом году закрылось много магазинов, где цены высокие, а реализации и покупателей нет. Второе - сам концепт аутлет-деревни.
"В торговый центр большинство посетителей идет не за одеждой, они посещают якорного арендатора, а это продуктовый магазин, как Rimi, Maxima или Stokmann, и покупка в одежде - спонтанная или сопутствующая, нецелевая. В торговом центре посетитель проводит в среднем 40 минут, у нас - 4 часа, - заметил Андрей Дозорцев. - Торговым центрам надо пять-семь миллионов покупателей в год, а нам достаточно полутора миллионов, чтобы хорошо себя чувствовать. Средний чек в аутлете - в 5-10 раз больше показателя в супермаркете. Посетитель почти гарантировано превращается в покупателя. Нам важно, чтобы те, кто могут потратить двести или тысячу евро на одежду в год, приезжали сюда пять или шесть раз в год".
Известно, что после ухода "Новой Волны" и политических сложностей с восточным богатым рынком в экономике Латвии наметились негативные отраслевые тренды - это, например, уход большей части транзитных российских грузов. Но в сфере ритейла коллапс не случился. Правда, проект с 2015 года шел неровно, как на американских горках. По словам Дозорцева, после двух с половиной лет итальянский партнер откровенно подвел, полтора года назад дело подпортил банковский кризис, потом началась пандемия. Изначально деревня планировалась на 24 000 квадратных метров, потом на 13-15 тысяч. Но сейчас плановый потенциал составляет до 18 000 квадратных метров.
"Рентабельность будет нормальная, правда, давайте о цифрах не будем говорить сегодня. Наш архитектор Андрис Берзиньш построил проект в таком итальянском, средиземноморском стиле - одноэтажный, редко двухэтажный, с улицами и площадями. Очень много свободного места для пешеходов, на площади будут проводиться мероприятия нашего гения по маркетингу. Все учтено: во многоэтажных торговых центрах покупают хуже, чем в магазинах первого этажа, в каждом из которых свой отдельный вход", - заметил акционер Outletico.
Открывая центр, он процитировал режиссера Феллини: "И корабль плывет".
И пусть корабль плывет
Говоря о том, с какими ближайшими аутлет-деревушками можно сравнить центр в Пиньки, Дозорцев заверил, что ничего подобного в балтийском регионе нет. Нечто похожее - через море на границе Финляндии и России, в 200 км от Санкт-Петербурга и в 150 км от Хельсинки. Аутлет-деревня Zsar Outlet Village, оформленная в стиле ампир, открылась два года назад менее чем в километре от границы в районе погранперехода Торфяновка-Ваалимаа на финской стороне. Магазинов у финнов, кстати, меньше, чем в Пиньки, а на стоковых распродажах одежды, обуви, аксессуаров разных марок.
Ассортимент стоковых магазинов обычно складывается из остатков прошлых коллекций и специальных линий товаров для аутлетов от известных торговых марок, есть модели 2020 года и бренды, которых пока не было в Балтии: Missoni Home, Stefanel Hiatus, Pako Lorente и еще больше сотни марок. Конечно, все ярлыки перечислять не имеет смысла, лучше самому проверить, как это сделал ресторатор Мартиньш Ритиньш и бывший глава государства Валдис Затлерс. Нет, например, Under Armour, и спортивная линейка, как показалось, маловата, хотя какие-то вещи или их аналоги можно найти в мультибрендовых магазинах.
К слову, создание аутлет-центра в Латвии, пусть и не в средиземноморском формате,в давнем прошлом было идеей российского бизнесмена Рабиновича, но тот бизнес оказался криминализирован и рассыпался. Деревушка с улицами и галереями юрмальского архитектора Андриса Берзиньша обнесена высокой стеной в том же средиземноморском стиле. Внутри ощущение, что все это происходит не в Латвии, а где-то то ли на холмах Тосканы, то ли под Пьемонтом или у летней Флоренции. Локация Пиньки у Юрмальской трассы А10 давно успешно осваивается иностранными инвесторами: невдалеке от аутлет-деревушки - гольф-поле девелоперов из Казахстана, футбольные поля и поселок таунхаусов, где живет много российских экспатов.