РИГА, 24 июл — Sputnik. В первом полугодии из-за пандемии COVID-19 объем грузоперевозок уменьшился на 30%, сообщила Автотранспортная дирекция. Перевозчики считают, что плохим будет не только этот год, но и следующий, некоторые уйдут из этого бизнеса, передает LSM.
Неутешительная статистика
В Латвии 6026 лицензированных грузовых и пассажирских автоперевозчиков, и в первом полугодии количество этих предприятий выросло на 9,3%, однако количество разрешений ЕС и лицензионных карточек уменьшилось на 2,3%.
Уже много лет латвийские перевозчики больше всего грузов возят в Россию, Беларусь, Германию, Францию, Италию и Польшу. На фоне ограничений, связанных с пандемией, уменьшились грузоперевозки в Россию, Италию и Германию.
Количество разрешений на перевозки в Россию в первом полугодии уменьшилось на 12%, в Беларусь и Казахстан соответственно 9% и 20%, а количество разрешений на перевозки в Украину выросло на 4%.
Латвийские грузоперевозчики чаще всего возят продукты сельского, рыбного и лесного хозяйства, а также металлы.
В данный момент восстановлено 24 маршрута международных пассажирских перевозок, например, маршруты в Вильнюс, Таллин, Берлин, Варшаву, Прагу и Штутгарт. Рейсы выполняются примерно на 30%, сообщили в автотранспортной дирекции.
Люди начнут уходить из отрасли
Генеральный секретарь Latvijas auto Александр Поцилуйко признает: ситуация крайне тяжелая, и уже осенью, вероятно, из отрасли начнут уходить люди.
"Вспышки COVID-19 по странам шли в разное время. В Италии, в Испании останавливались производства. А если останавливаются производства, если карантин, грузооборот уменьшается. Турция в один момент очень сильно ограничила проезд. Румыния, Болгария, Балканские страны…" – отметил он.
Дополнительные сложности возникали из-за необходимости для водителей соблюдать 14-дневный карантин.
"Представьте себе: водитель пересекает границу Турции – ему нужно 14-дневный карантин отсидеть. Или товар не впускают из-за карантина, 14 дней он стоит на границе. А если груз — продукты питания, ему надо обеспечить температурный режим, это дополнительные расходы. И водитель не может покинуть машину, потому что должен следить за тем, чтобы агрегаты работали, и температурный режим не был нарушен. Если это все перевести в цифры, там получается, что не то, что заработка нет, там предприниматель еще дотировать должен эту перевозку", – описал ситуацию Поцилуйко.
По его словам, упомянутый Дирекцией автотранспорта спад на 30% – это очень серьезные потери для перевозчиков. Ситуация усугубляется тем, что формально считать международные автоперевозки пострадавшими от коронавирусного кризиса отраслью нет повода: границы не закрыты совсем, работать не запрещают (в отличие от пассажирских перевозок). Однако, несмотря на отсутствие официальных запретов, нормально работать сейчас невозможно, подчеркнул он и привел для сравнения пример с работой торговых центров: им не запрещали работать, просто покупателей там не было, соответственно, и покупать одежду-обувь было некому.
"Я думаю, осенью мы увидим, что из отрасли начнут уходить люди. Бизнес просто становится нерентабельным и пропадает смысл им заниматься. Уже есть компании в стадии неплатежеспособности, многие работают только за счет кредитных каникул, которые вот-вот закончатся осенью – и что дальше? Не думаю, что банки будут их продлевать, так как что дальше будет с перевозками – неизвестно. Осенью мы увидим реальную картину", - прогнозирует он.
Он считает, что проблемы у перевозчиков из Восточной Европы продлятся не один год – в том числе из-за нового Пакета мобильности. Он, помимо всего прочего, требует, чтобы работающие на каботажных рейсах в странах Европы машины и водители регулярно возвращались в страну, где зарегистрирована направившая его компания
"Поэтому, думаю, невеселым будет не только этот год, но и следующий", - заключил Поцилуйко.