00:27 05 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1224
  • RUB80.2153
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
537

Проект Rail Baltica по-разному воспринимают даже политики одной партии - а согласия между Латвией, Литвой и Эстонией и вовсе сложно ожидать

РИГА, 29 июн — Sputnik. Реализуемый в Прибалтике проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica пока что нельзя назвать историей успеха. Даже у Европейской палаты аудиторов есть сомнения по поводу рентабельности проекта. Свои мнения по поводу трассы сегодня высказали два представителя "Согласия" – Янис Урбанович и Вячеслав Домбровский.

Главное - бронетранспортеры

Урбанович считает, что проект выгоден всем трем странам Балтии. А Латвии, Эстонии и Литве нужно приложить все усилия, чтобы уладить разногласия. "Нам необходима инфраструктура, необходимы рабочие места, которые создаст этот проект, а также европейские деньги, что фундаментально. И еще – чисто эмоционально хочется испробовать эту возможность: сесть в поезд в Риге и вскоре выйти в Берлине", – написал политик.

По его мнению, окончательно всех убедить в целесообразности проекта может военная составляющая, ведь все три страны так хотят играть роль в НАТО и так много говорят о необходимости развития обороны.

"Когда чиновники министерства сообщения рапортуют о стремительном продвижении проекта, невзирая на все сложности, – я не верю; когда наш премьер-министр говорит о значении Rail Baltica для Европы – я сомневаюсь. Когда европарламентарий г-н Зиле усомнился в компетенции Европейской ревизионной палаты, я почти удивился – ну как же так? Даже призыв господина Левитса "присвоить наивысший политический приоритет проекту Rail Baltica" не смог до конца убедить.

Но тогда заговорили наши военные. "Министерство обороны планирует, что в проекте можно будет построить железнодорожное ответвление к военной базе в Адажи. В новейшей Концепции государственной обороны отмечается, что Латвия ответственна за прием сил союзников как в мирное время, так и в условиях кризиса. Чтобы обеспечить быстрое перемещение, инфраструктуру следует приспосабливать к военным нуждам. Это относится также и к создающейся инфраструктуре, например, к грандиозному железнодорожному проекту Rail Baltica, который планирует соединить страны Балтии с Центральной Европой", - сообщило телевидение.

"Например, переброска военных США из Германии в Польшу, предусматриваемая Трампом... Если бы Rail Baltica уже была бы, это было бы стратегически выгодно. Они могли бы из Польши приехать на учения в Адажи, да и просто сюда приехать", - мечтает г-н Пабрикс.

И теперь я верю, вне всякого сомнения. Мы разрешим все противоречия, три сестры объединятся, и проект Rail Baltica реализуется гладко. Мы сможем ездить в Берлин, и бронетранспортеры поедут в Адажи", - заключил Урбанович.

Или огромный успех, или оглушительный провал

В свою очередь, депутат Сейма Вячеслав Домбровский считает, что Rail Baltica может стать для стран Балтии или огромным успехом, или оглушительным провалом.

"На днях Европейская палата аудиторов опубликовала результаты аудита по ряду европейских транспортных проектов, в том числе по Rail Baltica. Не сенсация, конечно, но очередной тревожный звоночек.

Первое: проект будет гораздо дороже, чем планируется. Если изначально проект оценивали в 3,8 миллиарда евро, то на сегодня уже - в 5,8 миллиарда. И аудиторы считают, что окончательная стоимость будет не менее 7 миллиардов евро. Несмотря на небывало высокий процент софинансирования проекта Европой, не будем забывать, что немалую часть придется покрыть и балтийским налогоплательщикам", - написал Домбровский на своей странице в Facebook.

Он также отметил, что аудиторов беспокоит вопрос рентабельностии проекта.

"Грубо говоря, пассажирские перевозки по высокоскоростной железной дороге рентабельны при обороте не менее 9 миллионов пассажиров в год. Но в радиусе 60-минутного доступа в Эстонии, Латвии и Литве - лишь 3,8 миллиона человек. То есть, даже если предположить что каждый из них раз в год воспользуется этим поездом, для рентабельности нужно в 2 раза больше людей! Лишь при включении Варшавы (что под вопросом) в радиус попадает 8 миллионов человек, и этого все равно недостаточно.

Пойдут ли по ж/д грузы - тоже вопрос. По плану нужно хотя бы 15 миллионов тонн к 2030 году. Но весь морской трафик вокруг балтийских стран - максимум 30 миллионов тонн. И не факт, что они автоматически пойдут по железке - ведь по морю хоть и дольше, но значительно дешевле. Например, несмотря на наличие ж/д, около 99% товарооборота с Китаем обеспечивает морской транспорт", - указывает политик.

"Я считаю, что RailBaltica будет или огромным успехом, или столь же оглушительным провалом. Это очень дорогая инфраструктура, и для ее окупаемости нужно или гораздо больше людей, или гораздо больше производства. Иначе для содержания такой инфраструктуры придется не только недоплачивать, как это происходит уже сегодня, врачам, учителям и пенсионерам, но еще как-то изыскать на чем или на какой еще социальной группе еще можно сэкономить.

Пока сегодняшнее и предыдущие правительства рассуждают-мечтают о грандиозном проекте, вопрос о рентабельности Rail Baltica становится только острее: население уменьшается, удельный вес производства в экономике падает. Не то что откаты на строительные подряды", - заключил Домбровский.

Теги:
Rail Baltica, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik