14:28 08 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1290
  • RUB80.8888
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
Коронавирус наступает (857)
2787

Не финансируйте, не оглядывайтесь на Еврокомиссию, поддержите своих! Правительство Латвии обещало выделить миллиарды евро на борьбу с кризисом, спровоцированным чрезвычайной ситуацией, но их нет... Что делать?

РИГА, 27 мар — Sputnik. В связи с COVID–19 в Латвии введен режим чрезвычайной ситуации до 14 апреля 2020 года и принят закон об изменениях в законодательстве в связи с простоем, пишет экономист Евгения Зайцева на портале Freesity.

Это хорошо, но нет оценки экономических последствий в связи с чрезвычайной ситуацией в стране. И главное – нет оценки ее продолжительности в Латвии.

Что происходит?

Вот, что реально происходит с экономикой Латвии на сегодняшний день, в условиях, которые предлагает стране эпидемия коронавируса.

Во-первых, чрезвычайную ситуацию в Латвии надо будет продлить минимум до 5–10 или даже до 15 июня 2020 года, так как после возвращения в Латвию ее жителей нарастает риск эпидемии и увеличения количества зараженных людей. Это четко доказывает динамика роста заболевших по дням с момента объявления чрезвычайной ситуации (13.03.2020).

Во-вторых, правительство должно ввести реальную систему карантина, а не имитацию, когда каждому предлагается самоизолироваться.

Самоизоляция приехавших из-за границы эффект дает, но незначительный, а самое главное – для людей порождает финансовые проблемы, связанные с работой. Возникает необходимость выходить на работу, чтобы ее не потерять, и с отсутствием денег для обеспечения себя и семьи продовольствием. Поэтому не все соблюдают самоизоляцию, а это будет способствовать росту заболевших.

И в-третьих - в частном секторе нарастает проблема снижения дохода. Это значит, что часть отраслей просто лишилась дохода из-за закрытия границ (туризм, гостиницы, рестораны и кафе, перевозчики пассажиров за пределы Латвии, рекламный бизнес, сфера спорта и культуры). Его восстановление возможно будет начать только через полгода после открытия границ в Европе и мире.

У части бизнеса (торговля и производство промышленными товарами, разного рода услуги) падает оборот, так как люди уже сокращают и будут сокращать объемы покупок (кроме продуктов и дезинфицирующих средств).

Также у предприятий сокращается оборот, и они вынуждены закрыть бизнес из-за вопросов безопасности – медицинские клиники, стоматологические кабинеты, парикмахерские, спа, косметологические салоны и так далее. Здесь очень велика доля физических лиц, зарегистрировавших свою хозяйственную деятельность в статусе самозанятых лиц или с налогом для микропредприятий.

У той части бизнеса, которая не имеет признаков сокращения оборота из-за СOVID-19 (производство и торговля продовольствием, медикаментами, дезинфицирующими средствами и средствами защиты, продуктами для животных), возникнут проблемы с нехваткой оборотных средств, так как из-за первых трех групп бизнеса возникнет принцип домино неплатежей.

Миллиардов нет

Есть еще проблемы. К примеру, сокращение доходов в частном бизнесе приведет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет, что не позволит реализовать программу правительства по поддержке бизнеса, разработанную в законе о простое, а также создаст проблемы для выполнения обязательных социальных платежей (месячные выплаты на пенсии и пособия до кризиса составляют 230–240 миллионов евро) и содержания бюджетного сектора – государственных учреждений и министерств, медиков и педагогов, полиции, армии и служб безопасности.

Кроме того, в распоряжении правительства Латвии нет тех миллиардов, о которых было заявлено в СМИ. Согласно данным Государственной кассы, в распоряжении правительства на 1 марта 2020 года было только 499,586 миллиона евро. Об этом свидетельствует отчет Государственной кассы за два месяца об остатках средств в кредитных учреждениях.

В Латвии на 29.02.2020 года имелось 882,838 миллиона евро, но 331,252 миллиона евро – это долгосрочные вложения и 52 миллиона евро – краткосрочные вложения вне Банка Латвии. На использование этих вложений сегодня рассчитывать нельзя, так как банки, которые их держат, не имеют физической возможности вернуть эти деньги до окончания срока вложения.

Та же ситуация с деньгами за пределами Латвии - 262,411 миллиона евро.

Проблема еще заключается в том, что разрабатывая свой план финансовой помощи бизнесу Латвии, правительство исходило из неправильно оцененной ситуации – сроков ограничений и неверно рассчитанных финансовых средств. Поэтому программу правительства следует пересмотреть применительно к реальной экономической ситуации.

Что делать?

Вот что можно и нужно сделать для сохранения государства:

1. Честно сказать себе, бизнесу и народу Латвии, что чрезвычайная ситуация надолго – минимум до середины июня 2020 года.

2. Снятие чрезвычайной ситуации возможно только при соблюдении карантинных мероприятий, и правила карантина в Латвии нужно ужесточить хотя бы до уровня Германии.

3. Снятие карантина и отмена чрезвычайной ситуации в Латвии не обеспечат для ее жителей открытие границ в Евросоюзе и в мире. Границы будут закрыты, пока пандемия не закончится во всех странах Европы, а также – мира.

4. Ужесточение карантинных мероприятий означает:

• по максимуму отправить людей по домам, разрешив им выходить из дома за продуктами, лекарствами, на прогулки;

• обязательное временное закрытие всех ненужных магазинов, мест торговли и оказания услуг, производств и офисов;

• патрулирование улиц в городах (полиция, ополчение, армия) на предмет соблюдения правил карантина и для обеспечения порядка.

5. Реализация ужесточенного режима карантина порождает финансовую проблему – у людей нет накоплений, чтобы прожить два месяца не получая зарплату, а у бизнеса нет финансовых ресурсов, чтобы оплачивать простой работников в соответствии с нормами закона о труде – средняя зарплата, социальные платежи и налог с зарплаты.

Такая же ситуация завтра будет и у правительства и у самоуправлений – в бюджете не будет средств для оплаты простоя их работников, в связи с сокращением налоговых поступлений.

6. Для реализации ужесточенного режима карантина нужно ввести для всех работников, которые не нужны на работе, особый статус "простой" для чрезвычайной ситуации. Этот статус работников работодатели будут регистрировать в системе EDS – дату его начала и дату завершения.

Этот статус должен позволять работодателю выплачивать неработающим работникам, которые отправлены домой, до 50 % основной зарплаты без уплаты социальных платежей и налога с зарплаты. Это должно касаться всех, в том числе работников государственных учреждений, министерств, учреждений самоуправлений и т. д.

7. На работе в учреждениях государства и самоуправлений могут быть оставлены работать в нормальном режиме труда с полной оплатой только те работники, которые обеспечивают обслуживание людей – по телефону, в интернете, которые обрабатывают отчеты, осуществляют контроль. Эти работники могут работать по графику.

8. В тех структурах, которые должны будут продолжать работать для обеспечения населения, нужно предусмотреть вывод на статус простоя и работников администрации. Это в первую очередь касается таких больших структур, как Latvenergo, Rīgas Namu pārvaldnieks, Rīgas Siltums и так далее.

9. Отдельная программа финансовой поддержки физических лиц, зарегистрировавших хозяйственную деятельность, скорее всего, должна идти через самоуправления.

10. В рамках полномочий чрезвычайной ситуации объявить на срок до 6 месяцев кредитные каникулы для всех лиц, как по банковским кредитам, так и по лизингу и быстрым кредитам.

11. Прекратить тратить время и ресурсы на обсуждение налоговых изменений, когда бизнес вообще не будет способен платить налоги, так как это не стимулирует бизнес стараться платить налоги.

12. Сократить правила и процедуры увольнения работников с тех предприятий, которые не смогут восстановить бизнес после отмены карантина и режима чрезвычайной ситуации.

13. Жесткий контроль Кризисного комитета за средствами дезинфекции, средствами защиты, продовольствием, ценами и т. д., включая наличие достаточного количества семян у крестьян для выполнения весеннего сева с целью самообеспечения государства продовольствием на 2020–2021 годы.

14. Улучшить коммуникацию Кризисного комитета с населением. Контроль и наказание за распространения непроверенной информации, программа разъяснений для населения, программы досуга на ТВ и радио и так далее. Организовать дублирование на латышский и русский языки познавательных программ на английском, немецком, французском и т. д. (это даст доход артистам).

15. Продлить учебный год на 1 месяц летом, чтобы обеспечить аттестацию школьников и студентов за учебный год и для сдачи экзаменов.

Не финансируйте!

16. Пересмотреть расходы государства, которые не нужно финансировать и уже нельзя финансировать, например, такие как:

• праздник песни и танцев школьников,

• подготовка к летней Олимпиаде в Японии,

• подготовка к участиям в международных выставках,

• закупки и конкурсы в рамках электрификации железной дороги, RailBaltik (от ее строительства уже фактически отказалась Эстония) и т. д.

• заморозить платежи Латвии в бюджет Евросоюза,

• заморозить выплаты по государственному долгу Латвии и т. д.

В итоге предлагаемые меры должны позволить государству сократить количество безработных, так как предприниматели вынуждены будут увольнять людей даже там, где бизнес сможет восстановиться после окончания карантина.

Предлагаемая схема выплаты во время простоя разрешит разделить социальное бремя помощи людям между государством и бизнесом.

Не оглядываться

Благодаря таким мерам бизнес сможет разумно сократить работников и продолжать уплату налогов в бюджет. Новыми безработными в большинстве случаев станут только люди, работавшие в бизнесе, у которого не будет возможности возобновления хозяйственной деятельности после снятия карантина и отмены режима чрезвычайной ситуации.

Государство сможет выполнить свои финансовые обязательства по выплате пенсий и пособий.

Государство сможет оплатить услуги медиков, учителей, полиции, других служб, обеспечивающих безопасность.

В совокупности предлагаемые меры позволят смягчить последствия кризиса для бизнеса, ввести реальный карантин, чтобы прекратить распространение СOVID-19, не увеличить значительно долг государства, а также сохранить возможности государства выполнять свои функции.

Эти меры правительство Латвии не должно согласовывать с Еврокомиссией, так как борьба с пандемией СOVID-19 сегодня – это дело каждой страны в отдельности.

Тема:
Коронавирус наступает (857)

По теме

Из-за коронавируса европейцы стали больше говорить по телефону
Врач Резекненской больницы заболел коронавирусом
Коронавирусом в Латвии больны 280 человек
Теги:
коронавирус, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik