РИГА, 30 авг — Sputnik. Министр экономики Латвии Арвилс Ашераденс со ссылкой на данные Центрального статистического управления отрапортовал о повышении средней зарплаты в стране до одной тысячи евро до вычета налогов. Министр считает, что такой уровень заработка уже привлекателен для возвращения эмигрировавших граждан. Однако латвийцы, судя по комментариям в соцсетях, не разделяют оптимизма министра. В Банке Латвии также отмечают, что зарплата в тысячу евро справедлива только для Риги. В регионах – совсем иная ситуация.
"Оплата труда превысила 1000 евро – это очень важный рубеж в психологическом и финансовом плане, который наши соотечественники упоминали как фактор, который мог бы способствовать реэмиграции. Средняя зарплата в Латвии по-прежнему больше, чем в Литве, оплата труда растет быстрее, чем в Эстонии", — написал Ашераденс на своей странице в Twitter.
Darba samaksa pārsniegusi 1000 EUR — tā ir psiholoģiski un finansiāli spēcīga robeža, kuru nereti minējuši mūsu tautieši kā faktoru, kas sekmētu reemigrāciju. Joprojām LV ir lielāka vidējā darba samaksa nekā LT un darba samaksas pieaugums ir straujāks kā EE https://t.co/c3JahWWHyd
— Arvils Ašeradens (@aseradens) 29 августа 2018 г.
Он отметил, что средняя зарплата росла быстрее в регионах Латвии, самый большой прирост отмечен в Курземе.
Однако латвийцы не разделяют оптимистичного настроя министра, в комментариях к его посту многие отмечают, что с этой зарплаты еще надо уплатить налоги, после чего заработок уже не кажется столь уж высоким. Также многие сомневаются, что ради зарплаты в тысячу евро эмигрировавшие латвийцы захотят вернуться.
"1000 на бумаге, да еще и средняя – просто дурят людей. К тому же 1000 евро – сейчас уже не то же самое, что пять лет назад. Тысяча – это пособие для безработных или беженцев. Не знаю, откуда взялась фамилия Ашераденс, но вы точно не живете в Латвии", — написал пользователь с KDSLatvia.
1000 uz papīra, turklāt vidējā ir pirmkārt cilvēku mānīšana, bet otrkārt 1000 šobrīd vairs nav tas pats kas pirms 5 gadiem. 1000 ir bezdarbnieka vai bēgļa pabalsts. Nezinu no kurienes cēlies uzvārds Ašerādens, bet Jūs točna nedzīvojat Latvijā!
— KDS (@KDSLatvia) 29 августа 2018 г.
"Приезжай ко мне в волость и покажи мне человека со средней зарплатой 1000 евро", — добавил пользователь Ziemas Ezis.
Atbrauc uz manu pagastu un parādi man cilvēkus ar vidējo 1000 eiro algu.
— Ziemas Ezis (@ZiemasEzis) 29 августа 2018 г.
Он пояснил, что на селе "как было 500—600 так и есть (в конвертах)". "Ну нет в реальности средней зарплаты в 1000 евро — ну нет. Не будем смотреть в бумаги — посмотрим на реальность", — написал мужчина.
"Мне 1000 евро брутто никак не добыть! Господин министр, хватит курить! Если за низкоквалифицированный труд получают 1500 нетто (работники в более экономически развитых странах — ред.), каким идиотом надо быть, чтобы вернуться? Конечно, иногда приходится возвращаться", — написал пользователь 4diena.
Mani pa 1000 brutto nekad nedabūt atpakaļ! Ministra kungs beidziet pīpēt! Ja zemu kvsluficēta darba veicējs saņem 1500 netto, tad kādam idiotam ir jābūt lai atgriestos? Protams dažkārt ir piespiedu atgriešanās
— 4diena (@CetvergsJanis) 29 августа 2018 г.
Депутат партии "Согласие" Андрей Клементьев, комментируя пост Ашераденса, разместил карикатуру. На рисунке изображены листок с надписью "Средняя зарплата в Латвии на бумаге превысила порог в 1000 евро" и бабушка, которая отвечает: "Хорошо тем, у кого есть эта полезная бумага".
— Andrejs Klementjevs (@Klementjevs) 30 августа 2018 г.
Только Рига
В Банке Латвии также считают, что данные ЦСУ не должны вводить в заблуждение — 1000 евро — это зарплата, которую в основном получают работники столицы и Рижского района. В регионах средняя зарплата совсем другая, а в Латгалии она не достигает даже 2/3 от уровня зарплаты по Риге, подчеркнула экономист Банка Латвии Иева Опмане, пишет Dienas Bizness.
Экономист подчеркивает, что зарплата выше в тех местах, где ниже уровень безработицы (это Рига), и меньше там, где уровень безработицы высокий (Латгалия).
"Возникает вопрос, высокий уровень безработицы в Латгалии удерживает зарплаты на сравнительно низком уровне или же наоборот — из-за низких зарплат у людей нет мотивации работать за копейки, поэтому и безработица высокая?" — задается вопросом Опмане.
"Но к сожалению, проблема глубже, — продолжила Опмане. — Для создания новых рабочих мест и развития новых предприятий необходимы качественные работники, возможность производить и потом это продать. И все это нередко просто выгодней делать там, где уже есть активное предпринимательство. Хотя в последнее время наметилась тенденция, когда предприниматели пытаются искать работников в дальних регионах Латвии. Предлагают им перебраться поближе к Риге, при этом обеспечив транспортные расходы и места для проживания. Однако мобильность работников в Латвии не слишком высокая", — заключила эксперт.