РИГА, 18 ноя — Sputnik, Симона Алексеева. Юлийс Мадерниекс (1870-1955) был новатором и реформатором. Это он интегрировал мотивы орнаментов в общественные интерьеры, мебель, текстиль, первым из латышских художников занялся графическим дизайном и был педагогом Романа Суты и других будущих классиков.
"Легко произнести слово "стиль, а вот создать его – труд всей жизни", - со знанием дела говаривал когда-то Мадерниекс. Самому ему это удалось – стиль Мадерниекса ни с чем не перепутаешь!
Глаза в музее разбегаются от щедро украшенных стилизованными орнаментами эскизов, ярких ковров, пейзажей для вышивок и книг.
Юлийс Мадерниекс родился в Вецгулбенской волости. Талант художника, обнаруженный в детстве, он развил в Рижском немецком ремесленном училище и отточил в Центральном училище технического рисования им. Штиглица в Санкт-Петербурге, где готовили мастеров декоративно-прикладного искусства. Там же Мадерниекс примкнул к прогрессивному кружку латышских художников и музыкантов Rūķis, следовавших западно-европейским течениям в искусстве.
Училище Мадерниекс окончил с отличием и получил стипендию, позволившую ему отправиться изучать югенд-стиль в мастерских арт-центров Европы. Вернувшись в Ригу в 1903 году, он открыл собственную студию рисования – среди учеников художника были будущие классики Роман Сута и Уга Скулме.
В процессе творческой эволюции Мадерниекс отошел от чистого югенда – его главными источниками вдохновения стали этнографические и фольклорные мотивы. В деле стилизации орнаментов художнику не было равных. В 1913 году Юлийс выпустил сборник собственноручно разработанных "Орнаментов" с текстами на русском, немецком французском языках.
В межвоенный период (20-е годы) Мадерниекс с головой ушел в проектирование общественных интерьеров – он украшал потолки и стены причудливой декоративной отделкой и подбирал под стать ей мебель, вазы и текстиль.
Взгляды на выставке задерживаются на крупноформатных черно-белых фотографиях с роскошными интерьерами. Это – актовый зал 40-й Рижской средней школы и кабинет министров, увы, дожившие до наших времен в куда более аскетичном виде. Минувшие годы и многочисленные ремонты полностью уникальные декоры Мадерниекса. Очень жаль, почему-то кажется, что в такой безупречной красоте латвийское правительство и решения бы принимало получше.