Фестиваль "Русская классика в Латвии" понизил статус, но не уровень

© Photo Анастасия ЖуковаКоррида
Коррида - Sputnik Латвия
Подписаться
Фестиваль школьного театра состоялся на несколько месяцев позже и из международного стал балтийским

РИГА, 1 окт — Sputnik, Александр Малнач. В Риге на сцене Дома Москвы прошел первый этап 23-го международного фестиваля школьных театров "Русская классика в Латвии". Второй этап ожидается весной будущего года.

Школьный театр в Латвии и ее окрестностях живет своей жизнью, увы, осложнившейся в последнее время. Пандемия коронавируса едва не сорвала фестиваль "Русская классика в Латвии". Он состоялся с отсрочкой — осенью, а не весной, как обычно, из международного стал региональным и на треть сократил афишу — 11 коллективов вместо запланированных 26 показали 12 спектаклей вместо запланированных 35.

"Фестиваль должен был пройти в конце марта — начале апреля. Были приглашены коллективы из России, Литвы, Эстонии и Латвии. Но 12 марта объявили о закрытии границ в связи с ковидом, и нам пришлось всё остановить. Мы пытались сделать полноценный фестиваль в сентябре с российскими участниками, но, к сожалению, границы по-прежнему закрыты, и мы решили сделать его прибалтийским", — рассказал Sputnik Латвия Аба Герцбах, основатель и бессменный руководитель "Русской классики в Латвии".

© Photo Анастасия ЖуковаГалина Семёнова и Аба Герцбах
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
Галина Семёнова и Аба Герцбах

Однако и в балтийском формате не обошлось без потерь. На фестиваль ждали "очень интересный" коллектив из Кохтла-Ярве, но в последний момент его приезд отменился - пал жертвой ухудшения эпидемиологической обстановки в Эстонии и введения дополнительных мер предосторожности. Из-за рубежа в Ригу смог прибыть только театр клайпедской прогимназии М. Горького "Талисман" под руководством Галины Семёновой.

Латвию представляли коллективы из Лиепаи, Резекне и Риги. Таким образом, латвийская география фестиваля в целом не изменилась. Недосчитались лишь гостей из Вентспилса, у которых внезапно заболел (не коронавирусом) актер.

Другая проблема — согласно антиковидным санитарным нормам 400-местный зал Дома Москвы не принимает более 150 зрителей. Большую часть билетов так и не пустили в продажу, а зрителями были в основном не занятые в спектакле участники фестиваля. Правда, полупустой зал, как оказалось, совершенно не смущал юных актеров.

На сцену Дома Москвы выходит далеко не каждый, кто хотел бы на нее взойти. Оргкомитет фестиваля во главе с Абой Герцбахом отсматривает заявленные на участие в форуме работы и отбирает для него лучшие. И надо сказать, что из пяти увиденных мною спектаклей четыре показались достойными внимания, а запомнились, пожалуй, даже все.

Фестиваль открыла постановкой "Сон о золотом петушке" в режиссуре Ларисы Щукиной младшая группа театра "Йорик" из Резекне. И завершился форум тоже спектаклем театра "Йорик" - молодежная студия представила сцены из повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" в постановке Эдвина Климанова.

© Photo Анастасия ЖуковаНаграждение лауреатов и вручение Гран-при
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
Награждение лауреатов и вручение Гран-при

Свои работы на фестивале показали театральные коллективы Рижской Даугавгривской средней школы, Рижской 88-й средней школы, в которой обитает одновременно несколько театральных особей ("Театр-88", "Театральный класс", "Странники"), Рижской 34-й средней школы (Teātris 34), Рижской классической гимназии (студия "БОЛЬШИЕ ЛЮДИ"), рижские студия "Дебют" и театр "Mēs W Каноэ", а также театр "Балаганчик" из Лиепаи.

Для меня "Русская классика в Латвии" началась спектаклем "Король Матиуш и старый доктор" в постановке Вадима Гроссмана. В этой работе студии "БОЛЬШИЕ ЛЮДИ" переплетены две сюжетные линии, одна из которых посвящена гибели Януша Корчака и его воспитанников, а другая представляет собой рассказываемую Доктором (Корчаком) сказку о короле Матиуше. Так Корчак пытается защитить детскую психику от ужасов войны, которую нацисты вели не только против взрослых, но и против детей, назначенных неарийскими.

© Photo Анастасия ЖуковаВадим Гроссман и БОЛЬШИЕ ЛЮДИ
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
Вадим Гроссман и БОЛЬШИЕ ЛЮДИ

Как известно, Корчак отказался покинуть "Дом сирот" и своих питомцев, хотя его друзья и даже недруги предлагали ему такую возможность. "Когда дома дети, из дома не уходят", - отвечает в спектакле Корчак на одно из подобных предложений. И он уходит только вместе с детьми. Уходит на верную смерть.

Предводитель "БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ" Вадим Гроссман получил "Гран-при за режиссуру" этого спектакля, решенного в духе минимализма, насыщенного метаморфозами и украшенного образами крючкотвора - министра юстиции, зловещего министра полиции, надутого старшего министра церемоний, Фелека с мячом, придворной дамы с цветком и с ее чудесным превращением в фурию мятежа, да и самого Матиуша, верно найденной фактуре, но не всегда выверенной игре которого постановка многим обязана.

В музыкальном спектакле "Приключения Тома Сойера", сочиненном и поставленном Н. Щегловой ("Teātris 34", Рижская 34-я средняя школа), самым живым персонажем оказался Сид Сойер. Его актерскому темпераменту мог бы позавидовать и сам Том Сойер, который плохо освоился в предлагаемых обстоятельствах, а в сцене покраски забора смешил публику не столько своей находчивостью, сколько нелепым жестом, которым "оценивал" свою "работу".

© Photo Анастасия Жукова"Приключения Тома Сойера", поклоны
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
"Приключения Тома Сойера", поклоны

Детско-юношеский театр "Балаганчик" из Лиепаи представил сказку Т. Уфимцевой "Научи меня бояться" в постановке руководителя театра Юрия Зиновьева. Помимо актеров в спектакле задействованы "люди в черном", которые при помощи рук, бутафории и неонового света визуализируют фантастические образы. Их жюри заслуженно отметило дипломом лауреатов "За блестящие спецэффекты".

Sputnik поинтересовался у режиссера, не обидно ли ребятам, которым не достается ролей со словами? Нисколько, ответил Юрий Зиновьев. Не каждый смело шагнет на сцену, чтобы предстать перед публикой, не у всякого есть для этого данные, но для всех большая радость и большая ответственность участвовать в создании спектакля.

© Photo Анастасия Жукова"Научи меня бояться", сцена из спектакля
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
"Научи меня бояться", сцена из спектакля

По словам Галины Семёновой, приехавшей с труппой театра "Талисман" из Литвы, ее артисты несут ответственность не только за воплощение, но и за выбор материала, в данном случае — пьесы М. Зелинской "Совсем недетская история 90-х" о горькой доле брошенных родителями беспризорных детей в условиях обрушившегося на страну дикого капитализма.

"Театр — это всегда маска, через которую проглядывает настоящая жизнь. В такую трудную минуту мировой эпидемии театр жив и будет жить", - сказала перед показом Галина Семёнова, которую порадовали гуляющие рижане, в отличие от клайпедчан, улыбчивые и без защитных масок.

При всей рискованности темы и некоторых поворотов сюжета, местами, действительно, недетских, а порою вопиюще сентиментальных, спектакль был мастерски сделан и неплохо сыгран. Соглашусь с режиссером, "органика есть, дети хорошие".

"Мы можем говорить о какой-то из выбранных пьес, что она слабая, как, например, та, что выбрали ребята из Литвы. Но тема, та эмпатия, которая скрывается в материале, она говорит, она подчеркивает то, что нужно, может быть, сегодняшней молодежи. Тут много такого, что мы видим в социальном мире и взаимоотношениях ребят. Это интересно", - считает член жюри, режиссер и педагог Бирута Баума.

Неслучайно жюри отметило дипломом лауреата Виталию Раенко, создавшую в этом спектакле образ девочки по кличке Пятно. Несмотря ни на что, ее персонаж сохранил в себе необоримую радость жизни, которой стремится поделиться с людьми, и это неодолимо влечет ее на сцену. В финале Пятно приводит своих товарищей по (не)счастью в театр. Те мнутся, не решаясь войти. И тогда Маня, девочка постарше, говорит заветную фразу-лозунг: "Если мы сейчас туда не войдем, мы жить нормально не сможем". И я в это верю.

© Photo Анастасия ЖуковаВиталия Раенко в роли девочки по кличке Пятно
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
Виталия Раенко в роли девочки по кличке Пятно

"В общем, спектакли были на уровне, - подытожила Баума. - Бывают и послабее, когда очень много участников. А в этот раз спектаклей было немного. С интересом смотрели. У каждого свои достоинства. Что касается выбора материала, то каждый имеет право на свой выбор. Но не очень понятно, чего хотят, к чему стремятся руководители коллективов".

В спектакле "Трудно быть богом", созданном силами молодежной студии театра "Йорик" и показанном последним в рамках первого этапа 23-го фестиваля "Русская классика в Латвии", также заставляет задуматься именно выбор материала.

В интервью порталу Chayka режиссер Эдвин Климанов сказал, что берет в работу то, что не понимает, как сделать: "Мы всей студией прочитали эту книгу, после чего я спросил студийцев: "Кто-нибудь знает, как по такому произведению сделать спектакль? Быть может, есть какие-то мысли?" И все сказали, что не знают. И я не знал. И тогда мы взялись за эту работу".

Это давний спор. Еще солженицынский Цезарь Маркович говорил, что искусство — это не что, а как. Но уже его собеседник, заключенный Х-123, имел, что ему возразить. Ибо "что" тоже имеет значение.

На вопрос "как" ответили участники спектакля, создав мизансцены и запоминающиеся образы персонажей повести братьев Стругацких (дон Румата, отец Кабани, дон Рэба, Кира, король и др.). Ответ на вопрос "что" был начертан большими буквами на заднике сцены: "Наша роль в мире".

Режиссера спектакля и студийцев, а это молодежь от 15 до 20 лет, т. е. представители поколения, стоящего на пороге жизни, волнует этот кардинальный вопрос: какова их роль в мире, где есть (они словно ожили или явились из Арканара) "серые штурмовики" и где "правда — это только то, что во благо королю"?

© Photo Анастасия ЖуковаСцена из спектакля "Трудно быть богом"
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
Сцена из спектакля "Трудно быть богом"

"Трудно быть богом" можно толковать и как проповедь невмешательства, и как манифест невозможности такового. Инсценировка Стругацких - уже вмешательство. Это яркое действие в диапазоне от решительного до отчаянного, невзирая даже на скомканный, мутный финал.

А в финале фестиваля было награждение победителей. Среди неназванных лауреатов - Наталья Нейбауере за костюмы к "Пиратской истории" ("Театр-88) и Максим Богданов за роль Адама в "Божественной комедии" ("Театр-88", студия "Дебют"). Второе Гран-при получил спектакль "Коррида" по поэме Евтушенко в постановке Абы Герцбаха ("Странники").

"Все были честны на сцене. Вы все победители, потому что вышли на сцену и сказали то, что у вас внутри", - сказал в заключение другой член жюри, драматург Игорь Якимов.

© Photo Анастасия Жукова"Пиратская история", сцена из спектакля
Фестиваль Русская классика в Латвии понизил статус, но не уровень - Sputnik Латвия
"Пиратская история", сцена из спектакля

И наконец, небольшой диалог с председателем оргкомитета Абой Герцбахом о судьбах школьного театра в Латвии:

– К сожалению, на протяжении последних 10-15 лет я вижу постепенное снижение интереса к школьному театру среди школьников. Если раньше мы не могли найти места в зале — школы полным составом приходили, то постепенно количество приходящих уменьшается.

– С чем это связано?

– Наверное, идет частичная ассимиляция, и люди уже меньше интересуются своей родной культурой. Раньше была большая заинтересованность у учителей — привести детей, чтобы они познакомились с театром. Это помогало развитию детей. Сейчас эта заинтересованность тоже снижается.

– Ген Януша Корчака ослабевает в русском учительстве Латвии?

– Думаю, да. Но есть и встречная тенденция: тех, кто попадают в атмосферу фестиваля, очень трудно вырвать из нее. Театр обладает большой притягательной силой. Проблема находится не в фестивальном движении, а в школьных театрах, безотносительно русские они или латышские. За последние 15 лет их стало гораздо меньше. Не ведется подготовка молодых профессионалов, которые могли бы идти в школы. Раньше такие профессионалы были. Для этого функционировали институты культуры. Сейчас же требуется обязательное педагогическое образование для работы в школе. Эти ограничения вышибают довольно много профессионалов из нашей сферы.

– Какова роль жюри фестиваля?

– Жюри — это эксперты, которые оценивают работы и потом говорят с режиссерами, рассказывают, что увидели, чего не увидели и что хотелось бы видеть. Школьный театр отличается тем, что в нем нет самореализации режиссера, руководителя коллектива. Всё подчинено задаче раскрытия детей. Этой же идеей руководствуется жюри. Его волнует, что можно сделать, чтобы детям это было важно и интересно. Иногда школьный театр более современен, чем профессиональный. Это душа.

Лента новостей
0