16:02 25 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.2158
  • RUB91.1009
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
439

В ознаменование своего 9-летия Художественный музей "Рижская биржа" открыл постоянную экспозицию коллекции произведений знаменитого русского художника Николая Рериха, а также презентовал каталог выставки выдающегося русского мариниста Ивана Айвазовского

РИГА, 26 авг — Sputnik, Александр Малнач. Благодаря открытию Комплекса музейных хранилищ в Задвиньи, Художественный музей "Рижская биржа" (ХМРБ) смог высвободить свои помещения для расширения выставочной площади. На этот год музей запланировал открытие сразу двух новых экспозиций, первая из которых, посвященная творчеству Николая Константиновича Рериха (1874–1947), приняла посетителей аккурат в день рождения музея — 20 августа.

Рерих связан с Латвией, начиная с 1920-30-х годов, когда в Риге сформировалась коллекция подаренных им местному Рериховскому обществу работ. После закрытия общества в 1940 году коллекция работ мастера влилась в собрание Рижского городского художественного музея, преобразованного в Государственный музей латышского и русского искусства.

В 2016 году коллекция русского искусства перешла под крышу "Рижской биржи", но за недостатком места угодила в запасники, которые картины изредка покидали для участия во временных выставках. И вот справедливость частично восстановлена. Около 20 работ Рериха вошли в постоянную экспозицию музея, разместившись на третьем этаже, в бывшей читальне, по соседству с открытым недавно Античным кабинетом.

Айвазовский от моря до моря

Другим русским художникам повезло меньше. Их работы извлекают из запасников только на время. Время Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) пришлось на период с 5 октября 2019-го по 5 января 2020 года. С некоторой натяжкой выставку его картин в ХМРБ можно назвать юбилейной. Работа над каталогом выставки, изданным на трех языках — латышском, английском и русском, потребовала дополнительных усилий и времени.

Картина Вид на Везувий за день до извержения вулкана Н.К. Айвазовского, фотография
© Sputnik / Александр Малнач
Картина "Вид на Везувий за день до извержения вулкана" Н.К. Айвазовского, фотография

"Рижское общество в 1880-х годах имело великолепную возможность воочию увидеть на организованной здесь выставке виртуозные морские пейзажи Ивана Айвазовского, выдающегося художника армянского происхождения, принадлежащего к русской художественной школе. В собрании Латвийского Национального художественного музея с того далекого 1886 года находится картина мастера "Туман на море" (1884), подаренная Айвазовским Риге. В конце 2019 года, спустя 133 года после этого дара, в ХМРБ исследователем и куратором Ксенией Рудзите была организована выставка произведений И. Айвазовского "Метафизика света", - отмечает в предисловии директор ЛНХМ Мара Лаце.

Ксения Рудзите рассказала, как созрела концепция выставки Айвазовского:

"Несколько лет назад Художественный музей Эстонии (Кадриорг) проинформировал нас, что готовит юбилейную выставку Айвазовского. У нас шесть картин, а у них только две, одна из которых была в плачевном состоянии. Они долго работали над ее реставрацией. Но когда мы узнали, что это за картина и как она выглядит, нам очень захотелось показать её в Риге. Это "Вид на Везувий за день до извержения вулкана". И как-то это желание обросло идеей сделать выставку Айвазовского, которой в Риге давно не было. А поскольку коллекция у нас небольшая, мы стали думать, работы каких музеев можем к себе пригласить. Остановились на музеях Таллина, Тарту, Нарвы и Одессы, а получив их согласие, стали думать, под каким углом показать творчество Айвазовского. Работ не так много, чтобы масштабно показать весь его творческий путь. А поскольку тема света была для него так же важна, как и тема водной стихии, то мы выбрали этот ракурс".

Образно говоря, Айвазовский размахнулся от моря до моря. "Многие представленные на выставке работы "не виделись" друг с другом очень давно, а может, и никогда. Мы должны быть благодарны музеям Эстонии и Украины, которые позволили картинам совершить это путешествие в Ригу", - подчеркивает в своем предисловии к каталогу председатель Совета Благотворительного фонда банка Rietumu Аркадий Сухаренко.

По его словам, успех выставки Айвазовского был вполне ожидаем, но никто не думал, что экспозиция окажется столь посещаемой.

"Сорок пять тысяч посетителей — это очень много для Риги. Мы получили огромное количество восторженных отзывов. Мы делали много программ для детей и взрослых в связи с выставкой Айвазовского — лекции, занятия живописью на фоне выставки, камерные музыкальные и литературные вечера, и все они тоже очень хорошо посещались", — с гордостью сказала Sputnik Латвия г-жа Рудзите.

Каталог задумывался изначально (музей старается увековечить в каталоге каждую свою большую выставку), а поскольку проект был очень дорогостоящий, пришлось привлекать спонсоров. Реализован он был с помощью Фонда капитала культуры и Банка Rietumu.

"Рижская биржа" — это ворота в мир

Презентацию нового издания устроили на воде, арендовав речной трамвайчик, доставивший сотрудников музея и журналистов из Риги в Юрмалу, на берег моря, столь любимого художником. По ходу судна корреспонденту Sputnik Латвия удалось пообщаться с представителем банка Сергеем Гродниковым.

Представитель банка Сергей Гродников
© Sputnik / Александр Малнач
Представитель банка Сергей Гродников

"Мы с музеем дружим очень давно. Первая выставка, которую мы поддержали, — выставка французского севрского фарфора — состоялась в 2007 году. Это было еще в помещениях Музея зарубежного искусства в Рижском замке. С тех пор мы поддержали более десяти разных проектов, некоторые из которых были посвящены русскому искусству — различным его отраслям и периодам", — поделился Гродников.

Картина Туман на море Н.К. Айвазовского, фотография
© Sputnik / Александр Малнач
Картина "Туман на море" Н.К. Айвазовского, фотография

По его словам, на музей влиять никак нельзя. У музея есть своя научная, культурная, общественная программа. Многое также завязано на взаимоотношения с музеями других стран. Но "если есть такая возможность, какая-то общая химия, общее понимание, мы стараемся идти навстречу".

"Вторая половина жизни выставки — это каталог. Ведь таким составом эти работы, может быть, один раз в жизни собираются. Поэтому музей старается каталогизировать каждую выставку. Но не всегда получается, поскольку все упирается в деньги. В случае Айвазовского мы пошли на это. Очень важно, чтобы было движение, чтобы был какой-то процесс, чтобы всегда хотелось чего-то нового. "Рижская биржа" — это такая площадка, на которой люди, не имеющие желания или времени путешествовать по Европам, по России, Украине и смотреть всё в музеях, могут познакомиться с их содержимым. Им привозят, профессионально выставляют, показывают, рассказывают. Я считаю, что это очень важно. "Рижская биржа" — это ворота в мир", — сказал Гродников.

Каталог выставки Айвазовского
© Sputnik / Александр Малнач
Каталог выставки Айвазовского

Руководитель ХМРБ Дайга Упениеце не торопится раскрывать замыслы на 10-летие музея. По слухам, готовится какой-то грандиозный праздник. С ближайшими планами ясности больше. 5 сентября откроется выставка, посвященная юбилею второго крупнейшего музея Риги, основанного в 1920 году Государственного художественного музея.

"Выставка "Наш музей" будет посвящена его истории. Название этого музея менялось. Открывшись в залах Рижского замка, в советское время он получил известность у публики как Музей зарубежного искусства. А изначально там хранились коллекции не только зарубежных, но и латышских авторов", — поделилась г-жа Рудзите.

Что же касается русского искусства, то на октябрь 2021 года планируется большая выставка выдающегося латвийского графика Алексея Илларионовича Юпатова (1911–1975), которую ХМРБ готовит в сотрудничестве с собирателем и исследователем его творчества Анатолием Педаном. Этот проект должен был состояться уже в этом году, но из-за пандемии коронавируса его пришлось отложить до будущего года.

По теме

Русское искусство вернулось в Ригу всего на четыре месяца
Культурное гетто для русского искусства Латвии
Искусство объединяет: Русская община Риги открыла театральную гостиную
Теги:
Николай Рерих, искусство, музей

Главные темы

Орбита Sputnik