06:40 25 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1856
  • RUB90.6421
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
547

Пандемия не смогла помешать проведению трех крупных и амбициозных разножарновых выставок в Риге, к созданию каждой из которых устроители подходили очень обстоятельно. Без преувеличений – эти свежие и очень масштабные экспозиции обязательны к посещению

РИГА, 27 июл — Sputnik, Симона Алексеева. В Латвийском Национальном художественном музее до 25 октября проходит масштабная выставка "Рихард Зариньш: отец пятилатовика".

Рихард Зариньш (1869–1939) был культовой фигурой в латвийском искусстве, он - глыба и революционер, обладатель ордена Трех звезд 1926 года.

Окончив Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге и отточив мастерство в Европе, художник основал школу латвийской национальной графики в Латвийской академии художеств и руководил Латвийской типографией государственных бумаг с 1919 по 1933 год.

Рихард Зариньш основал школу латвийской графики
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рихард Зариньш основал школу латвийской графики

Зариньш разрабатывал денежные знаки и для Российской империи, и для Латвийской Республики. Полюбоваться филигранно выписанными банкнотами его работы на выставке можно в увеличенном виде на экране. В 1929 году Зариньш придумал дизайн серебряной 5-латовой монеты, украсив ее девушкой в национальном костюме – это считается вершиной его творчества. По словам латвийского академика Яниса Страдыньша, "пятилатовик Рихарда Зариньша – это наш гимн в мире монет". Теперь эта же девушка украшает уже латвийские евро.

В денежных знаках Зариньш обыгрывал крепко связанные с Латвией понятия - дубы, аграрный труд, кокле... В 1921 году совместно с графиком Вильгельмом Круминьшем художник разработал государственный герб Латвии, в который, наряду с фигурами льва и грифона, включил также национальные мотивы.

Девушка в национальном костюме с серебряного пятилатовика теперь украшает евро
© Sputnik / Sergey Melkonov
Девушка в национальном костюме с серебряного пятилатовика теперь украшает евро

Любопытен и стенд с почтовыми марками его работы, напоминающий доску почета российских императоров. Здесь выставлены марки с портретами Петра I и Павла I, Николая I I и др. – для удобства посетителей есть и увеличительное стекло, позволяющее рассмотреть государей во всех подробностях. Выставлена и открытка, отправленная в советские времена в Москву воздушной почтой адресату Куинджи – с тремя марками работы Зариньша.

Зариньш разрабатывал экслибрисы и иллюстрировал книги, создавал плакаты для праздников песни и агитпродукцию для метивших в думу и Сейм в 30-х годах политических партий. Два колоритных сельских персонажа со снопом сена в руках призывают голосовать за Крестьянский союз Латвии под лозунгом "Наша работа и цели едины", а в плакате Женской национальной лиги "Женщина голосует за женщину на выборах в Сейм" ощущаются нотки набирающего в те годы силу феминизма. В общем, творческой продуктивности Зариньша можно было только позавидовать!

Агитплакаты политических партий 30-х гг.
© Sputnik / Sergey Melkonov
Агитплакаты политических партий 30-х гг

Кроме того, Зариньш был пламенным краеведом и проделал гигантскую работу по коллекционированию орнаментов из разных уголков Латвии – не случайно отдельное место в экспозиции отведено национальным костюмам. Сам художник считал издание трехтомника "Латышские орнаменты" своим главным творческим достижением.

Ну а эпицентр выставки – возведенный специально для масштабной ретроспективы, охватывающей 40 лет творчества классика, Овальный зеленый зал. Его стены украшают знаменитые офорты в стиле национального романтизма с героями латышских легенд и сказаний, подарившие название всей выставке - "О чем шумят латвийские леса". Имя Рихарда Зариньша вписано в историю искусства как одного из главных символистов рубежа XIX–XX веков.

Своей главной заслугой художник считал систематизацию латышских орнаментов
© Sputnik / Sergey Melkonov
Своей главной заслугой художник считал систематизацию латышских орнаментов

Кстати, в музее на выставке Зариньша проводят уроки рисования для взрослых и творческие мастерские для детей. Следите за новостями и расписанием на сайте музея.

Латвийский балет: па-де-де с искусством

Где: в галерее Museum.lv

Когда: до 29 августа

Пандемия спутала планы Международного балетного фестиваля, но не помешала проведению арт-выставки #4сцены. Масштабная экспозиция в честь юбилея события, которое 25 лет подряд организует прима Лита Бейрис, раскинулась на двух этажах художественной галереи MuseumLV в "аристократическом" районе Риги.

Славная история латвийского балета показана через призму искусства – классического и современного. Главный зал напоминает репетиционный – вдоль стены установлен станок для разминки, под ним художественно сложены многочисленные пуанты. Ведь за эфемерной красотой балета стоят адский труд, бешеные нагрузки, строгая дисциплина, жесткая диета и даже кровавые мозоли.

Работы позволяют проследить историю латвийского балета
© Sputnik / Sergey Melkonov
Работы позволяют проследить историю латвийского балета

Среди экспонатов – портреты прим и архивные видеоуроки, невероятной красоты эскизы костюмов и наряды из целого ряда постановок Латвийского театра оперы и балета: "Болеро", "Спящей красавицы", "Лебединого озера". Живопись разных периодов позволяет взглянуть на искусство в историческом разрезе.

Тут представлены: портрет латвийской балерины и впоследствии преподавательницы Рижской балетной школы Сиры Юргенсе, написанный в 1926-28 годах художницей Валентиной Даукшис, парный портрет балерин Тани Суты (дочери известных художников Романа Суты и Александры Бельцовой, которая и превратила их рижскую квартиру на ул. Элизабетес в музей) и Инты Каруле, для которого танцовщицы позировали Лидии Аузе в 1959 году, а также увековеченные в Шведском парке (1999 г.) Майей Норой Табакой юные танцовщицы. Есть и несколько портретов самой устроительницы Международного балетного фестиваля Литы Бейрис.

Портрет устроительницы фестиваля - примы Литы Беирис
© Sputnik / Sergey Melkonov
Портрет устроительницы фестиваля - примы Литы Беирис

Среди авторов работ - мастодонты латвийской живописи Иварс Хейнрихсонс, Джемма Скулме, Алексей Наумов, современные художники Дита Лусе, Иева Царука, Илзе Преиса, а также молодые авторы – например, Эдуард Дубровскис. Балетное оборудование, аксессуары и костюмы из своей частной коллекции предоставила руководитель балетной студии Baleta klase Иева Иммертреи, балерина и художник по костюмам.

Итальянская мода: долой скромность!

Где: в Музее моды

Когда: до 17 января

Затянувшийся режим самоизоляции, который мы провели в халатах и пижамах, обострил тоску по красивой одежде. Ее легко утолить на новой выставке в рижском Музее моды. Фонд Александра Васильева открыл свою восьмую по счету и последнюю в этом году экспозицию "От Фортуни до Версаче. 100 лет итальянской моды". Это праздник для тех, кто любит яркие цвета, броские принты, причудливый декор и роскошные ткани.

Итальянскую моду любят за ее максимализм
© Sputnik / Sergey Melkonov
Итальянскую моду любят за ее максимализм

В экспозиции представлены наряды от самых топовых итальянских домов моды: Dolce&Gabbana, Moschino, Versace. Есть и Emilio Pucci - основатель последнего маркиз Эмилио Пуччи (1914–1992) в одном интервью признался, что стал первым представителем своего знатного рода за тысячу лет, работавшим за деньги.

Италия правила модой в эпоху Возрождения - тогда знатные правители и вельможи носили одеяния из роскошных итальянских тканей. Затем славу законодательницы моды у нее отобрали Франция и Англия. Италия вновь составила им конкуренцию уже в ХХ веке, открыв многочисленные мануфактуры и доведя до совершенства качество производства. Всемирно известные дома моды Gucci, Prada, Trussardi и Fendi начинали когда-то свою историю в качестве мастерских кожаных изделий.

Часть экспозиции составляют аксессуары
© Sputnik / Sergey Melkonov
Часть экспозиции составляют аксессуары

На выставке представлены наряды, созданные легендарным итальянским дизайнером Мариано Фортуни (1871–1949), которого называли "волшебником из Венеции". Он прославился платьями-туниками в античном духе с уникальным методом плиссировки шелка, который до сих пор так и не удалось разгадать.

В первой половине ХХ века наряды художника носили первые красавицы, включая музу Сергея Есенина – танцовщицу Айседору Дункан. Представлена на выставке и обувь от великого Сальваторе Феррагамо (1898–1960), обувавшего в 20-е годы голливудских звезд и создававшего модели для разных домов моды.

Роберто Кавалли всю жизнь копирует в принтах совершенство природы
© Sputnik / Sergey Melkonov
Роберто Кавалли всю жизнь копирует в принтах совершенство природы

Ну и конечно, невозможно было обойти вниманием творчество креативного директора дома Roberto Cavalli, одержимого анималистичными принтами. Сегодня мы дождались нового витка в истории моды, когда считавшиеся еще недавно дурновкусием "леопардики" снова стали трендом. Мастер экзотической элегантности Роберто Кавалли так комментирует свой узнаваемый почерк: "Я просто копирую Божьи творения, потому что не может быть более совершенных созданий, чем змея, леопард и так далее. Анималистичные принты - способ передать первозданную красоту женщин".

По теме

Рестарт туризма в Риге: трансляции в парках, пешеходная Тербатас и кафе на террасах
Без поцелуев: в Риге открылась инсталляция-рефлексия на новую коронавирусную реальность
Культурная жизнь в Латвии ожила: долгожданное летнее расписание событий
Теги:
Латвийский Национальный художественный музей, Рижский музей моды, выставка костюмов, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik