10:45 14 Апреля 2021
Прямой эфир
  • USD1.1896
  • RUB91.8450
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
655

Поддержать современное латвийское кино может каждый — просто купив билет в кинотеатр, считает 30-летний латвийский кинорежиссер Станислав Токалов, на днях представивший свой первый полнометражный фильм "То, что они не видят"

РИГА, 28 мар — Sputnik, Карина Эванс. Поддержать современное латвийское кино может каждый — просто купив билет в кинотеатр, считает 30-летний латвийский кинорежиссер Станислав Токалов, на днях представивший свой первый полнометражный фильм "То, что они не видят".

Для того, чтобы снять свой первый короткометражный фильм "Простые надежды", Токалов был вынужден продать квартиру. Картина была удостоена национальной кинопремии "Большой Кристапс".

Первый "полный метр" Токалова — лента "То, что они не видят" — получил финансовую поддержку Национального киноцентра и Государственного фонда культурного капитала. И все-таки без проблем не обошлось: на заключительный этап производства фильма денег не хватило, и их пришлось собирать на платформах коллективного финансирования Projektu banka и "Планета".

Сейчас все трудности позади: 24 марта фильм, в котором снялись и российские актеры, и такие любимцы латвийской публики, как Арнис Лицитис и Андрис Кейшс, вышел в прокат в латвийских кинотеатрах.

Любовь и немного фантастики

"То, что они не видят" — психологическая драма с элементами научной фантастики. В основе сюжета фильма — рассказ о медсестре, влюбившейся в своего пациента, молодого ученого Николя, впавшего в кому в процессе разработки искусственного интеллекта. Николя предстоит долгое выздоровление, а обоим героям — сложный путь к взаимному доверию, который осложняет изобретение ученого — искусственный интеллект "Анна", самовольно вмешивающийся в отношения героев и создающий ситуацию необычного любовного треугольника.

Кадр из фильма То, что они не видят
© Foto : Пресс-фото
Кадр из фильма "То, что они не видят"

Sputnik, посмотрев фильм еще до премьеры, на тестовом показе, убедился: фантастика в "То, что они не видят" — важный, но отнюдь не главный элемент. В первую очередь это, конечно, фильм про любовь. Такой, какой ее видит современный 30-летний режиссер, живущий в современном мире — по-прежнему очень красивом и полном чувств, но даже в области чувств гораздо чаще задающем нам вопросы, чем дарящем ответы.

В любом случае фильм завораживает с первого кадра и не отпускает до последнего. И смотреть его однозначно стоит. Даже тем, кто боится вопросов. А может, в первую очередь именно им.

В поиске голливудской надежды

Первый полнометражный фильм Токалова снимала интернациональная команда, и режиссер в беседе со Sputnik признался, что видит в этом исключительно одни плюсы.

"Когда я делаю кино, для меня не существует границ — просто стараюсь выбрать лучших из лучших. Ищу тех, с кем могу поделиться чем-то сокровенным и кто может привнести в работу что-то от себя", — говорит Токалов.

По признанию режиссера, лучших актеров на главные роли — Катерину Шпицу и Евгения Ткачука — он нашел в России, лучшего монтажера — в Барселоне, композитора — в Лондоне.

Российская актриса Катерина Шпица, сыгравшая главную роль в фильме
© Sputnik / Оксана Джадан
Российская актриса Катерина Шпица, сыгравшая главную роль в фильме

"С композитором Натаном Кляйном вообще было интересно — мне его посоветовал звукорежиссер со словами: "Вот, появился новый интересный композитор, которого сейчас ты еще можешь себе позволить, а через год — уже нет, потому что он написал музыку к "Мечу короля Артура" режиссера Гая Ричи". Это такая чисто голливудская вещь — сейчас ты эту актрису еще можешь снять, а через год — увы, потому что она будет номинирована на "Оскар", и ее гонорар превысит весь бюджет твоего фильма", — поясняет Токалов.

С чего начинается кино

Фильм начинается с идеи, вопроса, неясности, которая беспокоит, говорит автор.

"Для меня это был поиск доверия во взаимоотношениях двух людей. И второй вопрос — дикий поток информации, который нас окружает и иногда побеждает. Начиная даже просто с ленты в Facebook. Отсюда и тема искусственного интеллекта, который в фильме не какое-то фантастическое изобретение, а то, что есть уже сейчас", — рассказывает режиссер.

Как вспоминает Токалов, консультант картины Гунтис Барздиньш три года назад, когда работа над фильмом только начиналась, сказал: "Ну да, немножко фантастики у вас в сценарии есть, до этого еще лет 5-7 должно пройти".

"Когда же я встретился с ним за неделю до премьеры, он посмеялся: "Получилось быстрее. Все это уже существует", — говорит Токалов.

Токалов начал писать сценарий после того, как провел неделю в реабилитационном центре "Вайвари", где люди восстанавливаются после инсульта.

"Это намного сильнее, чем все, что мы можем представить себе на эту тему. Люди рождаются заново, но если детям при рождении помогает природа, тут все зависит только от самого человека. Нужна невероятная внутренняя сила, потому что все вокруг против тебя, даже если ты просто хочешь пошевелить пальцами. И все выбивает из колеи, вплоть до смены погоды", — говорит Токалов.

По его словам, врачи и медсестры там работают невероятные.

"Каждый находит свой путь, как помочь больным, — кто-то через строгость, кто-то через игру. Но в "Вайвари" никто не отбывает номер с десяти до шести, с тем, что там происходит, невозможно не резонировать", — отмечает автор фильма.

Время — самый важный фестиваль

Токалов рассказал Sputnik, как проходил съемочный процесс.

"Режиссер — это пластилин или клей, который все скрепляет. Я работаю с актерами вместе, наравне. Как можно что-то диктовать человеку, который смотрит на тебя изнутри персонажа? Актер Евгений Ткачук, например, совершенно космического полета человек, и когда из него бьет поток идей, как можно им не воспользоваться? Мы очень многое изменили в сценарии в процессе съемок, но это создало определенную атмосферу доверия", — поделился Токалов.

Он предположил, что, возможно, именно поэтому все люди, которые делали фильм, его и рекламировали, и продвигали.

"Когда нам не хватило денег на то, чтобы закончить фильм, исполнительница главной роли Катерина Шпица предложила от своего имени обратиться к людям на российской платформе коллективного финансирования. Так красота в очередной раз спасла мир", — улыбается Токалов.

Режиссер поделился и планами на будущее.

"Мы хотим показать фильм на одном из фестивалей, а потом уже будет прокат за рубежом, в том числе и в России, конечно. Фестивали — это не для наград, потом просто легче снимать следующее кино. Все равно главный фестиваль — это время. Если человек помнит твою ленту и захочет спустя какое-то время ее посмотреть снова, это самый крутой фестиваль", — утверждает автор картины.

По его словам, когда лента хорошо "прокатилась" на родине, это тоже помогает снимать дальше. Поэтому поддержать современное латвийское кино может каждый — просто купив билет в кинотеатр.

Посмотреть фильм Станислава Токалова "То, что они не видят" можно в рижских кинотеатрах Kino Citadele, Splendid Palace, Multikino и Cinamon. Также у зрителей есть возможность встретиться с режиссером ленты и членами съемочной группы: 29 марта — в кинотеатре Splendid Palace, 1 апреля — в кинотеатрах Balle в Лиепае и вентспилсском Kino Rio.

По теме

Новый фильм рижского режиссера: секс, мистика и игры разума
Теги:
То, что они не видят, Станислав Токалов, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik