Группа Baraka: Латвия на границе Памира

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДевика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотичных восточных языках
Девика перед тем, как освоить стик-бас, играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотичных восточных языках - Sputnik Латвия
Подписаться
Группа Baraka - явление удивительное для латвийского климата, а музыканты коллектива стали чуть ли не национальными героями Средней Азии. Baraka знают и в Узбекистане, и в Таджикистане, где, кстати, музыканты выступали по специальному приглашению.

РИГА, 23 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Самый экзотический музыкальный коллектив страны празднует выход юбилейного десятого альбома, где, как и прежде, одновременно звучат классический европейский джаз, этнические музыкальные инструменты Индии, арабского мира и Латинской Америки, а вокалистка Девика поет на древнейших диалектах фарси.

Тайна двух барабанов

Группа Baraka — явление удивительное для латвийского климата. Само ее название – арабское слово, обозначающее "благословение". На дисках первых альбомов группы ее название даже не писалась — обозначалось мистическим суфийским знаком из трех точек. Тогда в группе звучала вполне себе европейская скрипка, а экзотики добавляли индийские традиционные инструменты, на которых играл перкуссионист Дмитрий Евсиков.

К тому времени у него уже был довольно внушительный комплект всевозможных стучалок-гремелок-шуршалок. Но особенно он любил играть на барабанах табла, где всегда два инструмента: один – это мужской "голос", второй – женский. Индусы говорят: два барабана звучат — как мужчина с женщиной говорят.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла
Дмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла - Sputnik Латвия
Дмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла

Сам Дмитрий, никогда до того не бывая в Индии, полюбил ее музыку всем сердцем по записям классических исполнителей. А учился играть в Риге — например, когда из Индии приезжали знаменитые музыканты, и потом уже сам совершенствовался. Инструменты заказывал, конечно, в Индии, и их ему присылали по почте — в огромных ящиках, где барабаны были в ворохе опилок и соломы, а пахли так, словно ехали прямо до Латвии на слонах.

Душа инструмента

Первый индийский барабан попал в руки Дмитрия году в 1995-м. Теперь у Дмитрия уже чуть ли не все виды индийских народных инструментов (барабаны табла, дхолак, дхол и мридангам; канжира – маленький бубен, обтянутый кожей змеи; большие бубны — дафф), плюс к тому – арабские (например, керамические барабаны дарбуки – от обычных звонких до большого басового) и множество латиноамериканских (конго, бонго и еще миллион всего разного). И все они активно участвуют в записях и на концертах Baraka.

Инструменты — профессиональные, ручной работы и живые: у каждого есть душа и свой музыкальный дух.

К инструментам Дмитрий не разрешает никому прикасаться, а иначе те не просто обижаются, но могут и сломаться.

Музыкант рассказал, что дал как-то раз знакомому сделать пару легких ударов по дарбуке, а после концерта порвался чехол и инструмент выпал на асфальт, а потом у барабана лопнула кожа – тонкая мембрана на керамическом корпусе.

Песня из мистического прошлого

Девика — дочь Дмитрия тоже стала необычным музыкантом, и даже имя ее необычное. Дмитрий давно любит творчество индийского поэта Рабиндраната Тагора, внучатая племянница которого Девика Рани стала женой Святослава Рериха. Дмитрию очень понравилось имя Девика — так и назвал дочь.

Петь Девика начала в восемь лет, ходила в школу русской народной музыки "Каданс", а сейчас закончила уже третий курс Латвийской музыкальной академии, отделение оперного вокала. Но только в Baraka Девика поет не европейскую классику, а композиции на древних восточных языках: на фарси, восточно-иранском — шугнанском, пушту и дари (на нем говорят в области, где сходятся Таджикистан и Афганистан).

Дмитрий с дочерью ездили в Петербург, где живет немало музыкантов из Таджикистана. Там путешественник, исследователь Востока Сергей Завьялов приобщил их к Памиру, где до сих пор говорят не просто на фарси, но на его древнейших, архаичных формах.

Потом музыканты познакомились с творчеством группы "Шамс" (с фарси — солнце) и записями живущего теперь в Германии памирца Олега Фезова. Узнали и о великом музыканте прошлого века — Мирзошоеве Муборакшо, автору многих композиций группы "Шамс", а позднее выпустили альбом, посвященный ему — Tribute to Muboraksho.

Девика захотела сама научиться петь на этих экзотических языках. В этом помогал добрый друг Саид Ошурбеков, трагически погибший неделю назад: присылал тексты песен на фарси, делал их русскую транскрипцию, объяснял — как и где ударения ставить, как правильно звуки произносятся.

"А отдельная статья – это письменность! Это сейчас в Таджикистане пишут и кириллицей, и вязью. Но Девика хотела, чтобы в песнях Baraka звучали тексты, написанные еще в XI веке. Где найти учителей? В Прибалтике, да и вообще в Европе – невозможно. Уроки Девике давали жители разных регионов Таджикистана – через Skype", — рассказывает Дмитрий Sputnik.

И в итоге группа Baraka с Девикой стали чуть ли не национальными героями Средней Азии.

Baraka знают и в Узбекистане, и в Таджикистане, где, кстати, музыканты выступали три года назад: их специально пригласили – и оказывали массу почестей.

Джазовый след на границе Афганистана

В прошлом году Дмитрий снова поехал в Таджикистан – в небольшую этническую экспедицию, опять был на Памире. Его пригласили на домашний концерт группы Samo (в переводе – небо, или экстаз), которая исполняет древнейшую, на сто процентов аутентичную, суфийскую музыку Горного Бадахшана (область Памира на границе Таджикистана и Афганистана — ред.).

Эти музыканты – наследники огромных традиций игры на национальных инструментах, такие знания передаются из поколения в поколение. Музыканты группы живут на Памире, но выступают и в Европе, и в Америке, где этническая музыка становится все популярней: даже большие залы, как правило, переполнены и билеты раскупаются заранее.

Тот концерт закончился, и музыканты подарили Дмитрию свой альбом, а он пообещал — ответим достойно. И вот только что вышел альбом — Samo Remix. Он десятый по счету у группы.

Baraka превратила композиции памирцев в 14 миксов архаичного Востока с джазом. Девика в этом альбоме играет на уникальном инструменте стик-бас (сhapman stick). В инструменте соединены гитара и бас-гитара, музыкальный диапазон огромен, приближается к фортепианному. В Латвии стик-бас купить невозможно, да даже в Европе таких инструментов с десяток.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДевика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках
Девика перед тем, как освоить стик-бас, играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках - Sputnik Латвия
Девика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках

А перед этим у Baraka вышел не менее экзотический альбом, в нем уже афганская музыка — и не только с джазом, но и с рэпом. Жил когда-то в Афганистане прекрасный певец Ахмад Захир, которого называли "афганским Элвисом Пресли". Он исполнял в современной обработке песни на стихи средневековых суфийских поэтов.

"Мы, коль уж изучаем музыкальные традиции того региона, решили поработать с песнями великого Ахмада Захира, но только перепеть их в стиле рэп. В записи участвовали две вокалистки: Девика и таджичка из Швейцарии Зарина Таджибаева, которая специально для этого приехала в Ригу. Также для нас начитывали тексты еще и десять таджикских рэп-исполнителей. Мы год работали над альбомом", — рассказывает Дмитрий.

С Зариной Таджибаевой музыканты тогда отлично сработались и позднее подготовили еще один альбом. Это персидские песни из регионов Таджикистана, Афганистана и Ирана, посвященные женской любви – к мужчине.

В новом, юбилейном альбоме, как и почти во всех остальных, все будет на волне джаза: ведь в группе играют одни из лучших в Латвии музыкантов: Денис Пашкевич, Артем Сарви, Виктор Ритов, Мадарс Калниньш, Вилнис Кундратс, Артур Кутепов, Янис Амантов, Егор Ковайков, Райво Сташанс, Нормунд Пиесис и учитель Девики по бас-гитаре – Зигмунд Жуковский.

Между прочим, все они уже несколько лет как национальные музыкальные герои Памира, где живут прекрасные люди, чудом сохранившиеся на просторах беспокойного XXI века.

Лента новостей
0