Война и мир Рундальского дворца

© Sputnik / Oksana DzadanВ фильме: Туалетный столиц Элен Безуховой в ее спальне в доме Безуховых
В фильме: Туалетный столиц Элен Безуховой в ее спальне в доме Безуховых - Sputnik Латвия
Подписаться
Британский сериал по роману Толстого стал для Sputnik поводом прогуляться по Рундале и поразмыслить над параллелями между тремя историями: киношной, литературной и настоящей.

РИГА, 25 фев — Sputnik. BBC завершила показ шестисерийного сериала, снятого по роману Льва Толстого "Война и мир". Добрая треть съемок фильма проходила в Латвии, в Рундальском дворце. Sputnik посмотрел сериал и, отмечая знакомые места, предлагает задуматься об удивительном переплетении судеб его хозяев и героев романа. В роли экскурсовода — Владимир Дорофеев.

Те, кто знают легенды Рундальского дворца, смотрели британскую "Войну и мир" сквозь призму дворцовых историй.

Вот уж не знаю, как фильм оказался таким многогранным. Может, гений места благоволил актерам. Но в результате известные всем сюжетные линии Безуховых, Болконских, Ростовых и других героев романа в интерьерах Рундале приобретали особую остроту и смысл.

В сериале мы видим Рундальский дворец буквально с первых минут, когда Пьер Безухов входит в дипломатический салон фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Павловны Шерер.

© Youtube / Screenshot/BBCПьер Безухов входит в тронную залу Рундале. Кадр из фильма BBC Война и мир
Война и мир - Sputnik Латвия
Пьер Безухов входит в тронную залу Рундале. Кадр из фильма BBC Война и мир

В сериале полный надежд Пьер Безухов входит в Тронную залу Рундале. Вступает. Сказать по чести, мне очень понравился Пьер в исполнении молодого Пола Дано — наивный, порывистый герой, на которого с неодобрением косится свет — лицемерный и льстивый.

Пьер встречает своего друга, молодого князя Болконского. Уходят они вместе — через парадный вход Рундальского дворца. Архитектурный шедевр Растрелли отлично виден в перспективе.

© Sputnik / Oksana DzadanПарадный вход в Рундальский дворец. В фильме одна из боковых лестниц изображала выход из дома Ростовых
Парадный вход в Рундальский дворец - Sputnik Латвия
Парадный вход в Рундальский дворец. В фильме одна из боковых лестниц изображала выход из дома Ростовых

Пьер влюблен в Элен Курагину. Болконский предостерегает его от общения с ее братом Анатолем. Но давший обещание Безухов вскоре летит к своим друзьям-гусарам. Пьяный дебош — и с жесточайшего похмелья Пьер просыпается в Рундале, в покоях герцога Бирона (властителя Курляндии, и очень короткое время — всей России), в салоне с голландскими картинами.

Пьяные офицеры валяются на музейной мебели. Салон герцога в Рундале — домашняя художественная галерея. В XIX веке здесь действительно могли ночевать гости, задержавшиеся на ночь. Но только не при герцоге Бироне! А если бы пьяного обнаружили нынешние сотрудники музея, это был бы форменный международный скандал. Сотрудники хоть и вежливы, но порча музейных экспонатов… В общем, показывать эту сцену музейным сотрудникам — слишком жестоко.

© Sputnik / Oksana DzadanИнтерьер Рундальского дворца
Мебель в Рундальском дворце - Sputnik Латвия
Интерьер Рундальского дворца

Умереть не встать

Отец Безухова при смерти, и Курагин везет его в карете в Москву. Смотреть на бедного Пьера жалко, особенно если вспомнить печальную историю молодого владетельного герцога Курляндии и Семигалии Фридриха Вильгельма. Этот юноша взял в жены племеницу Петра Первого Анну Иоанновну (да-да, будущую царицу.) Но на своей свадьбе в Петербурге он вздумал перепить самого императора Петра. В результате бедолага умер так же мучаясь похмельем и трясясь по дорогам в карете.

Впрочем, безутешная невеста приблизила к себе своего секретаря Эрнеста Иоганна Бирона, и когда сама стала императрицей России, не забыла друга юности, взяв его с собой в Петербург.

Там Бирон обзавелся полезными связями, и при поддержке польского короля стал герцогом Курляндии. А став герцогом, заложил постройку летнего Рундальского дворца. Вот такая получилась историческая взаимосвязь: не умер бы от похмелья Фридрих Вильгельм — не было бы и Рундале.

Пьер становится наследником неслыханного богатства графа Безухова. Теперь он — один из самых богатых людей России.

Рундальский дворец мы видим вновь, когда Пьер и граф Куракин обходят новые владения Безухова. Они проходят через галерею, соединяющую Золотой (Тронный) и Белый залы, и в Белом зале граф Курагин советует Безухову подумать о развлечениях. Самое место — бальный зал!

В Тронном зале (тот, что исполняет роль салона Анны Павловны Шерер) мрамор, позолота и богато расписанный потолок подавляют ощущением роскоши. В Белом зале, напротив, белизна стен подчеркивает праздничность обстановки. Гости этого дворца обожали балы настолько, что в XIX веке пришлось менять паркет — предыдущий стерся до дыр от танцев!

© Sputnik / Oksana DzadanВ фильме: салон Анны Павловны Шерер
В фильме: салон Анны Павловны Шерер - Sputnik Латвия
В фильме: салон Анны Павловны Шерер

Пока старый интриган князь Курагин обхаживает Пьера Безухова, задумывая женить его на своей дочери Элен, его дети играют во взрослые игры.

Анатоль заходит в комнату к своей сестре Элен и забирается к ней под одеяло. Несколько фривольно для Толстого. Но… Портреты, глядящие на героев со стен, могут рассказать много тайных историй.

Портреты, глядящие на героев со стен, могут рассказать много тайных историй. Юные девушки на портретах — это дочери Петра Бирона от его третьей супруги Доротеи фон Медем. Когда они сочетались браком, ему было 55, ей 18. На портрете справа — Паулина и Иоганна, слева — Вильгельмина и младшая дочь Доротея (в будущем — герцогиня Саган де Талейран).

 

В фильме: комната в доме Ростовых.  В музее: кабинет герцога - Sputnik Латвия
Рундальские чудеса любви
Хотя младшая Доротея и признана герцогом как дочь, ее настоящий отец — польский дипломат граф Александр Батовский. Доротея-старшая под конец жизни совсем охладела к мужу, перехала в Курляндский дворец в Берлине, где держала аристократический салон. Ее гостями часто бывали российский император Александр I, Фридрих-Вильгельм III Прусский, Наполеон и Талейран.

Доротея полюбила старого лиса Талейрана, пережившего в качестве министра иностранных дел все революции и монархии. Она стала его любовницей и выдала свою младшенькую за его племянника. Однако племянник был только ширмой для света! Французский дипломат навещал и мать, и дочь. Не избежала очарования "света" и старшая дочь герцогини Вильгельмина. Она вступила в связь с другим любовником матери — генералом Армфельтом и даже родила от него внебрачного ребенка.

И пусть лицемеры твердят, что эти смелые сцены чудовищно исказили замысел Толстого. На мой взгляд, нравы эпохи отражены вполне правдоподобно.

Но вернемся к Пьеру Безухову, чтобы сопровождать его в прогулках по Рундале. Теперь Пьер не изгой, он любимец света.

Пьер с Элен играют в аудиенц-кабинете герцога Петра Бирона. Примечательно, что сверху на них взирают Адонис и Венера, мифологические любовники. Но зрители этого не видят. Сын и преемник Эрнста Иоганна Бирона, последний герцог Курляндии, Петр, как и Пьер, был идеалистом, которым женщины вертели как хотели. В свете его супруга была куда влиятельнее него.

© Youtube / Screenshot/BBCПьер и Анна Павловна Шерер в аудиенц-кабинете герцога Петра Бирона
Война и мир - Sputnik Латвия
Пьер и Анна Павловна Шерер в аудиенц-кабинете герцога Петра Бирона

Следующую сцену между Пьером и Элен создатели сериала перенесли в спальню герцога. Пьер, как ягненок, следует за сильной и искушающей Куракиной. Со стен на него одобрительно смотрит чета старших герцогов.

В этой спальне всякое бывало — здесь и грезили, и любили! Но все же чаще здесь бывало гораздо больше людей, чем двое. И укладывала герцога, и будила целая свита. Во время отхода ко сну и пробуждения герцог оставался наедине с самыми своими верными придворными, и это было время тайных приказов. Большая часть которых с постельными утехами ничего общего не имела.

© Sputnik / Oksana DzadanВ фильме: спальня Пьера Безухова. В музее: спальня герцога Бирона
В фильме: спальня Пьера Безухова. В музее: спальня герцога Бирона - Sputnik Латвия
В фильме: спальня Пьера Безухова. В музее: спальня герцога Бирона

Следующая сцена – в столовой герцога. Общество собралось за столом при свечах. Князь Куракин объявляет о помолвке Пьера с Элен. Что ж, на каждого богатого идеалиста находится жена. Эти палаты могут рассказать много таких историй.

Sputnik продолжил свою экскурсию здесь >>

Редакция благодарит за содействие творческую группу по реконструкции исторического костюма по руководством искусствоведа Елены Форсте и руководство Рундальского дворца.

Лента новостей
0