Так вот, Чакша высокомерно заявила: чтобы говорить о легализации марихуаны, должны быть очень четкие признаки зрелости общества. То есть, пускай обреченные на боль мучаются, пока министр не решит, что общество уже созрело для того, чтобы давать им препараты с содержанием канабиса.
Возможно министр сама не поняла, но ее слова весьма красноречиво показали, что наше общество не дозрело во многих отношениях. И наша рыба "не дозрела с головы" — к обсуждению важных вопросов наши политики и высокопоставленные чиновники подходят с позиций глубокого невежества. А отсутствие обоснованной позиции часто заменяют установкой "из принципа".
Но дело даже не в этом. О какой зрелости можно говорить в обществе, в котором год от года растет злоупотребление алкоголем. Думаю, что у любого жителя Латвии среди родственников и знакомых есть немало примеров того, как алкоголь разрушает семьи, становится причиной трагедий, преступлений, разрушенных надежд и судеб. В полиции об этом знают не понаслышке. В тоже время зло от курения травки, если и присутствует, то в не сопоставимо меньших масштабах.
А уж довод о том, что у того, кто попробует травку появится непреодолимое желание попробовать и более тяжелые наркотики, сродни тому, что отведавший сухого вина потом обязательно пристрастится к водке. Конечно, это не исключено, однако видеть в этом закономерность и делать выводы — это нечистоплотная манипуляция.
Давно доказано, что в отличие от алкоголя, опиатов и современных синтетических наркотиков психоделики, в том числе канабис, не вызывают физического привыкания и мучительной зависимости, а лишь зависимость психологическую.
Известно так же, что в отличие от алкоголя, большинству из тех, кто пробовал или употреблял какое-то время марихуану, она рано или поздно приедается. Уже нет тех первых острых ощущений. Более того, приятные впечатления и переживания после продолжительного употребления часто сменяются страхом и другими неприятными чувствами.
У марихуаны есть еще одно свойство, скорее символическое. Она является (во всяком случае так было раньше) символом интеллектуального бунтарства, нонконформизма, протеста против буржуазных ценностей. В Латвии же создано нео-либеральное буржаузное общество самого низкого пошиба. Куда из общества зрелого капитализма перенесено самое плохое — пропасть в неравенстве самых богатых и самых бедных, нещадная эксплуатация за неадекватное вознаграждение, цинизм и индульгенция правящим на воровство и коррупцию. В тоже самое время социальные блага и защита прав человека у нас оставлены в прошлом как пережиток социализма.
Думается, что это обстоятельство чисто на уровне рефлексов заставляет нашу власть бояться и не любить марихуану, в отличие от властей более продвинутых в этом отношение стран. А вдруг этот народ накурится и ему взбредет в голову что-нибудь крамольное?
Повторюсь — легализация "травки" — далеко не самая насущная для нашего общества проблема. Просто отношение к вопросу характеризует подход нашей власти и к другим, более злободневным для Латвии вопросам — распад системы здравоохранения, пугающая неизвестность будущего образования, катастрофические темпы депопуляции. Говоря просто — наши министры, чиновники, а уж тем более законотворцы, просто "не в теме".
Не хотелось бы, чтобы эта заметка была воспринята, как пропаганда канабиса. У длительного и систематического его употребления есть еще один серьезный недостаток — интеллектуальный уровень пользователя со временем начинает снижаться.