РИГА, 20 фев — Sputnik. Компания Amber Latvijas balzams накопила налоговую задолженность в размере более 20 миллионов евро, и для реструктуризации ее обязательств предложен процесс правовой защиты, но гендиректор Службы государственных доходов Байба Шмите-Роке заявила, что СГД не беспокоится о том, что не сможет эту сумму взыскать: "Я не знаю, что должно произойти в этом мире, чтобы мы не смогли взыскать эти долги конкретной компании – там есть и обеспечение, и предприятия, а также движимое и недвижимое имущество".
После общественной критики о том, что накопление такой большой налоговой задолженности свидетельствует о фаворитизме по отношению Latvijas balzams, Шмите-Роке заявила, что такое мнение основано на заблуждении или стереотипах о работе СГД. Независимо от того, накопилась ли задолженность у небольшой или очень крупной компании, тактика СГД отличается лишь в зависимости от истории компании, ее способности к сотрудничеству и потенциальных возможностей для взыскания налогов. "Действия СГД зависят от желания, возможностей и действий компании — от того, как она платила налоги раньше, сотрудничает ли она, подает ли декларации. Это отражается в рейтинговой системе", — пояснила руководитель СГД.
Предприятиям с хорошим рейтингом СГД предоставляет консультации, созванивается, предлагает возможные решения по продлению срока или его разделению на графики, независимо от размера предприятия. "Если предприятие постоянно не отвечает на напоминания СГД, вообще не платит налоги, то независимо от того, большое оно или очень маленькое, мы должны принять меры", — сказала Шмите-Роке.
Информация о задолженности компании Latvijas balzams находится в открытом доступе, поэтому Шмите-Роке отметила, что в Латвии много предпринимателей, чьи налоговые платежи ежемесячно достигают нескольких миллионов евро, а в случае с Latvijas balzams задолженность составляет сумму налоговых платежей за неполные три месяца.
Глава СГД пояснила, что наибольшая часть платежей этого предприятия приходится на акцизный налог, и почти все его плательщики подлежат акцизному страхованию, без которого они не могут работать. "В качестве обеспечения может служить банковская гарантия, страховой полис или залог на счете в Госкассе. Для Latvijas balzams эта гарантия составляет несколько миллионов, поэтому даже если Latvijas balzams внезапно – не дай бог! – исчезнет с лица земли или просто скажет: "Нет, мы больше не платим налоги", у нас будет эта гарантированная сумма", – пояснила глава СГД.
Как уже сообщалось, на начало февраля этого года общая сумма налоговых задолженностей превысила 830 миллионов евро, в список крупнейших должников входят компании из различных секторов, некоторые в настоящее время находятся в состоянии неплатежеспособности. На вопрос о том, удастся ли государству когда-нибудь вернуть эти деньги, Шмите-Роке отметила, что это самый низкий показатель налоговой задолженности в стране за последние 10 лет. Среди стран ОЭСР Латвия также "стабильно входит в десятку, если не в пятерку лидеров", поскольку средний показатель налоговой задолженности в странах ОЭСР составляет 30% от общих бюджетных поступлений, в то время как в Латвии – 5,2%. "В процентном отношении это очень, очень небольшая цифра по сравнению с другими европейскими странами", — подчеркнула глава СГД.
Между тем, говоря о налоговых задолженностях в целом, Шмите-Роке пояснила, что большое количество долгов возникли 10 и более лет назад, и, если в отношении компании начата процедура банкротства или юридическая защита, у СГД очень мало возможностей повлиять на ситуацию. "Мы, безусловно, обращались в качестве кредиторов в рамках процедур банкротства", — пояснила она.
СГД активно работает над предотвращением появления новых задолженностей, регулярно напоминает предприятиям о просроченных платежах, чтобы помочь им избежать "лавинного эффекта". Правда, после кадровых сокращений в СГД служба ввела автоматические напоминания о налоговых задолженностях, поэтому в работе по взысканию долгов существует больший риск того, что СГД уже не сможет так "нянчиться" с теми, кто столкнулся с проблемами в своих денежных потоках, пожаловалась Шмите-Роке.