РИГА, 27 янв — Sputnik. 21 января состоялось совместное заседание комитета по устойчивому развитию, подкомитета по общественному здравоохранению комитета по социальным и трудовым вопросам, а также Латгальского подкомитета комитета по правам человека и общественным делам. Представители Минздрава прибыли на мероприятие с обещаниями организовать предоставление медицинских услуг следующим образом:
• "близко к месту жительства" – первичная медико-санитарная помощь, амбулаторная и неотложная помощь;
• "недалеко от дома" – терапия и уход;
• "на большем расстоянии от места жительства" – специализированная помощь.
Звучит логично и приемлемо, но председатель правления объединения Балвской и Гулбенской больниц Маргерс Зейтманис показал карту, одолженную у Минздрава с предыдущих презентаций, на которой он отметил расстояния, означающие "близко", "недалеко" и "дальше", если медицинская помощь необходима человеку, проживающему в Алуксненсом, Балвском или Гулбенском крае.
С учетом географического центра Алуксненского, Балвского и Гулбенского краев, расстояния до пункта оказания медицинской помощи составляют 211 км до Риги, 167 км до Даугавпилса и 82 км до Резекне.
Зейтманис взял на себя обязательство представлять интересы почти всей приграничной зоны Латвии с Россией и Беларусью. Название больничного объединения указывает на Балвский и Гулбенский края, а самоуправления Алуксненского, Лудзенского и Краславского краев уполномочили его также представлять их интересы в обеспечении финансируемой государством медицинской помощи. Проблемы обеспечения этой помощи в восточном приграничном регионе Латвии схожи, хотя расстояние, которое необходимо преодолеть от Алуксне до ближайшей полноценной больницы в Валмиере, или от Краславы до Даугавпилса или Резекне, различается. Но карта показывает, что большое расстояние до больницы является проблемой не только для жителей Латгалии.
Государство спасает большие больницы от инфляции
Из-за роста военных расходов бюджет на здравоохранение нарастить невозможно, даже в той мере, в какой это компенсирует фактическую инфляцию, поэтому было принято решение о перераспределении средств: деньги изымаются у небольших больниц и передаются крупным в надежде, что это позволит сохранить нынешний уровень медицинского обслуживания хотя бы где-то в Латвии.
Пересмотр не касается больниц к западу от Риги и в самой Риге, где бюджет был сокращен для 2-й больницы, поскольку по сравнению с "университетскими больницами" это всего лишь гипсовая палата для сломанных ног и рук. Региональные больницы "в минусе": Даугавпилсская, Огрская, Алуксненская, Краславская, Балвская и Гулбенская, Прейльская - у всех финансирование сократится на 0,05-0,54 млн евро.
"Как и во многих секторах, у нас есть планы сдачи, так и это план сдачи, — подытожил презентацию Минздрава и комментарии депутатов Угис Митревицс, председатель комиссии по устойчивому развитию. — У нас осталось меньше людей, а значит, нам нужно меньше дорог, улиц, больниц, детских садов, школ. Так что это план капитуляции. Но давайте перевернем его! Давайте попробуем сделать это в сфере здравоохранения в рамках трех комиссий Сейма, представленных здесь".
Эта попытка будет включать обращение к Минздраву с вопросами, поднятыми презентацией. Чиновницы министерства не стали ничего добавлять после того, как прочитали написанное в презентации. Митревицс допустил, что они не записывали вопросы и возражения, потому что все услышанное уже знают наизусть.
Предположение Митревица подтвердил Евгений Калейс, председатель правления Латвийской ассоциации больниц. В рамках продолжающейся реформы здравоохранения нынешняя версия изменений появилась около шести месяцев назад. Ассоциация больниц немедленно сформулировала и направила в Минздрав свои вопросы и возражения. Письмо осталось без ответа. Отсутствие ответов – это не халатность, это невозможность дать какой-либо иной ответ, кроме того, что, как признал сам Евгений Калейс, ему уже известно: "Мы планируем услуги в рамках имеющегося бюджета".