РИГА, 23 янв — Sputnik. На волне перевооружения многие европейские лидеры признались в симпатиях к системе призыва, которая существует на севере Европы, пишет The American Thinker. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что "скандинавская модель" далеко не так удачна, как принято считать. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Воинская обязанность вернулась в европейскую повестку. Хорватия восстановила призыв; в армиях скандинавских и балтийских государств уже очень много призывников, и их соседи готовы последовать этому примеру.
Правительство Германии пока ограничилось обязательной проверкой молодых людей и введением пакета новых стимулов для привлечения в армию. Однако канцлер дал понять, что, если новые стимулы не дадут результата, он готов перейти к обязательной воинской службе.
Недавно созданная либеральная коалиция в Нидерландах обратилась к министерству обороны с просьбой разработать систему обязательной службы, которую можно будет привести в действие, если политика по увеличению численности вооруженных сил зайдет в тупик. В Италии министр обороны Гвидо Крозетто также предложил новую форму военной службы.
Однако проблема этого нового поветрия заключается в том, что североевропейская система призыва в реальности далека от того успеха, который ей приписывают. О ее недостатках говорят в местной прессе, но в международных новостях они никогда не освещаются.
Тысячи молодых людей на севере Европы не видят никакой романтики в обязательной воинской службе, которая подразумевает месяцы тяжелого труда и полный рабочий день с зарплатами настолько низкими, что они были бы незаконны на любой гражданской работе.
Хуже всего дела обстоят в Финляндии, где новобранцы фактически голодают, получая за службу примерно семь долларов США в день. Профсоюз призывников в Финляндии уже давно проводит кампанию за увеличение денежного довольствия, отмечая, что большинство заключенных зарабатывает больше, чем служащие своей стране призывники. Однако политики пока не уступают.
В Норвегии низкое денежное довольствие и наличие свободного времени подталкивают многих призывников к поискам второй работы.
По данным шведского агентства по исследованиям в области обороны, обязательный призыв в среднем лишает мужчин 55 000 долларов дохода на протяжении жизни из-за негативного воздействия на их карьеру и приводит к значительному снижению пенсий. Это развеивает популярный миф о том, что служба в армии прививает дисциплину и дает навыки лидерства, гарантирующие более успешную гражданскую карьеру.
Порождение ушедшей эпохи, резервистская система сегодня в значительной степени устарела. Конечно же, отчасти это неизбежно, ведь условия ведения боевых действий меняются, и подготовка войск устаревает. Но армия с большим количеством призывников — очень косная и негибкая.
В отличие от войск, которые можно собрать в казармах, переобучить и реорганизовать в кратчайшие сроки, большинство людей в такой армии живет обычной гражданской жизнью. Эти люди работают, учатся, обзаводятся семьями и не очень-то хотят ходить на семинары по войне дронов.
В Норвегии бывшие кадровые офицеры с тревогой отмечают, что никто из них не знает, куда являться, если завтра начнется война. Это говорит о том, что огромный резерв, который должна обеспечивать система призыва, существует в основном на бумаге.
Норвежские призывники почти пять месяцев ждут допуска к секретной информации, в результате чего некоторые из них не могут выполнять поставленные задачи и целыми днями бездельничают, сидя в телефонах. По всей стране около пяти процентов запланированных допусков на первый срок службы в конце года так и не были получены.
Многие страны Северной Европы испытывают трудности с набором и удержанием опытных офицеров, которые нужны, чтобы командовать призывниками и обучать их. В шведской армии достаточно молодых офицеров, но она испытывает "нехватку более опытных кадров, которые могли бы обучать молодежь". Когда командиры зеленые и необученные, рисков становится намного больше, включая риск того, что поддержание дисциплины обернется жестоким обращением.
Издевательства и неуставные отношения остаются серьезной проблемой в Северной Европе. Сообщения о драках, рукоприкладстве офицеров и принуждении к стриптизу на публике в целях унижения появляются на регулярной основе.
В этом году одна женщина-офицер в Финляндии была осуждена за то, что приказала призывнику делать ей массаж, чтобы получить разрешение пойти в туалет. В прошлом году шестерых финских офицеров обвинили в вымогательстве еды у призывников, в унизительных "наказаниях" в виде длительных физических упражнений, в требовании отдавать нацистские приветствия и в травле новобранцев, например, подсыпании песка в постель. Каждый пятый солдат в Финляндии сообщил об издевательствах и запугивании во время службы, а примерно каждый тридцатый — о сексуальных домогательствах.
Не только издевательства наносят вред армии, формируемой по призыву. Соедините неопытность офицеров с принудительной службой — и вы получите падение дисциплины. Воинская повинность принуждает к явке, но не стимулирует прилагать усилия, и некоторые призывники отвечают на это открытым неподчинением или неумением обращаться с оружием.
Призыв не формирует "тотальную оборону" — он сеет недовольство и разрушает сплоченность. Скандинавская модель взвинчивает статистику, которую политики любят цитировать на пресс-конференциях. Но она ни в коей мере не делает Северную Европу защищеннее.