Экс-глава Госканцелярии обещает в суде открыть истинное лицо Кариньша

По делу о полетах бывшего премьер-министра Кришьяниса Кариньша обвинили только одного человека - бывшего директора Госканцелярии Яниса Цитсковскиса, который напрямую не участвовал в принятии решений о спецрейсах
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 18 дек — Sputnik. Обвиняемый намерен доказывать свою невиновность и обещает, что на суде вскроются факты, которые покажут, кто есть Кариньш с морально-этической точки зрения.
"Прокуратура упрекает меня в том, что я должен был контролировать и несу ответственность за то, что Кариньш и его бюро приняли неправильное решение, но меня там вообще не было", — заявил Цитсковскис. По его мнению, такой прецедент подрывает основы ответственности: "это означает, что ни один политик, ни один министр ни за что не отвечает".
В то же время прокурор по делу Давидс Гуревичс подчеркнул, что обвинение выдвинуто не за принятие решений о командировках специальными чартерными рейсами, а за недостаточный контроль. "Кто еще, если не директор Государственной канцелярии как руководитель учреждения, был обязан знать и контролировать, расходуются ли средства государственного бюджета законно и целесообразно?" — сказал он.
В ходе расследования оценивали действия как бывшего премьер-министра и его бюро, так и сотрудников канцелярии. "В цепочке принятия решений действительно участвовало довольно много людей", — признал прокурор. Однако был сделан вывод, что уголовной ответственности подлежит только Цитcковскис, поскольку именно он как руководитель учреждения отвечает за использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. "Он был обязан следить за тем, чтобы лица, работающие в Государственной канцелярии и ее структурном подразделении — бюро премьер-министра, — соблюдали все эти требования. Он этого не сделал", — повторил прокурор.
Уголовное дело о полетах: летал Кариньш, а виноват Цитсковскис
По его словам, сложилось впечатление, что Цитcковскис полностью дистанцировался от бюро премьер-министра. "Он считал, что ему совершенно не нужно вмешиваться в то, что они делают и какие решения принимают относительно расходования средств государственного бюджета. Именно поэтому и возникла вся эта ситуация, но по закону так быть не должно", — подчеркнул прокурор.
В свою очередь Цитcковскис пояснил, что "на протяжении всех семи лет, пока я возглавлял канцелярию, я ни разу не участвовал в подобных обсуждениях, поскольку у нас разделены компетенции". По его мнению, Кариньш фактически забрал принятие решений о командировках в свою компетенцию, и закон об устройстве государственного управления позволяет премьер-министру так действовать. "Но тогда и ответственность лежит на нем", — заявил Цитcковскис, добавив: не может быть так, что решение принимает должностное лицо более высокого уровня, а ответственность остается на первоначально компетентном нижестоящем учреждении.
Кроме того, Цитcковскис усомнился в качестве обвинения, указав на противоречия. "У нас с прокуратурой есть несколько юридических споров, в том числе о том, позволяли ли вообще правила командировок использовать специальные чартерные рейсы", — отметил он. Цитcковскис также не согласен с утверждением, что мог давать указания бюро премьер-министра, поскольку согласно положению о Госканцелярии, его сотрудники находятся в прямом подчинении руководителя бюро, который, в свою очередь, непосредственно подчиняется премьер-министру. Цитcковскис подчеркнул, что и комиссия по расследованию дисциплинарного дела пришла к выводу: в компетенцию директора канцелярии не входит отдавать обязательные для исполнения распоряжения сотрудникам бюро премьер-министра.