РИГА, 11 дек — Sputnik. Новая модель финансирования заработной платы учителей "Программа в школе", разработанная Минобразования, предусматривает, что для получения финансирования необходимо достичь определенного количества учащихся. Несоответствие критериям на уровне средней школы приводит к лишению госфинансирования.
Если "Программа в школе" вступит в силу, это может означать закрытие примерно 80% частных школ, и возникает вопрос – куда девать более 8000 учащихся средних школ, которые в настоящее время обучаются дистанционно? Такой вопрос ставит директор Intelekts.
Этим летом уже пришлось столкнуться с хаосом в Риге, когда столичные средние школы и гимназии смогли принять лишь около 70% всех выпускников основной школы. И это касалось только детей рижан. Примерно на 25% мест в рижских школах претендовали ученики из Рижского региона и других муниципалитетов. В результате возник огромный стресс как для учеников, так и для родителей и директоров школ. Если к этим ученикам присоединятся еще несколько тысяч учеников, которые сейчас учатся дистанционно, будут ли рижские школы готовы принять всех?
Будут ли учащиеся основной школы готовы вернуться к очной учебе?
Согласно данным Государственной системы информации образования, в настоящее время в средних школах дистанционно обучаются 8284 ученика. 3227 из них учатся в 12-м классе, а еще 1297 — в последнем классе основной школы. Глядя на эти цифры, возникает несколько вопросов: если дистанционного обучения не будет, будут ли ученики основной школы готовы вернуться к очной учебе, которую они покинули по разным причинам? И если эти ученики все же будут готовы преодолеть различные трудности и вернуться к очной учебе, смогут ли школы их принять? Конечно, не все они живут в Риге — некоторые живут в других муниципалитетах, но львиная доля будет претендовать именно на места в столичных школах.
Перевод ребенка из дистанционной школы в муниципальную не увеличивает и не уменьшает госрасходы, но расходы самоуправлений увеличивает в несколько раз. Более того, речь идет не только о расходах, но и о благополучии детей, возможностях поддержки и мотивации к обучению. Дети, привыкшие учиться в своем собственном темпе, в удобное для них время, могут столкнуться с серьезными трудностями, оказавшись в больших классах, где одновременно занимаются до 30 учеников.
"Переходный период" в действительности означает упразднение сектора
Минобрнауки предлагает трехлетний переходный период, в течение которого уже запланировано начало сокращения финансирования, но использовать термин "переходный период" некорректно, поскольку сокращение финансирования планируется с 1 сентября 2026 года, указывает Габране. В действительности этот "переходный период" означает постепенное упразднение сектора, причем без четкого плана о том, где продолжится образование нескольких тысяч детей. И продолжится ли оно вообще? Кто и какими средствами обеспечит дополнительных учителей, классы, психологическую поддержку, социальных работников? Куда денутся дети с тревожностью, проблемами со здоровьем, спортсмены, молодые люди, живущие за пределами Латвии дети, для которых дистанционное обучение является единственным вариантом остаться в системе образования?
Цель сделать более справедливой оплату труда педагогов не должна достигаться за счет разрушения одной из форм образования, заключила Габране.