РИГА, 10 дек — Sputnik. Недовольства перевозчиков связаны с тем, что в Беларуси им "промывают мозги", заявил глава МВД Литвы Владислав Кондратович.
Ранее перевозчики потребовали у литовских властей как можно скорее наладить официальный диалог с Минском, чтобы решить проблему с застрявшими на белорусской территории грузовиками.
"Побыв там [в Беларуси] пару дней, они [перевозчики] возвращаются с промытыми мозгами и говорят: нет, шары не летают, а грузовики стоят, потому что мы не разговариваем [с белорусскими властями]. Так о чем же мы будем говорить? Будем говорить о том, чтобы "отпустить эти грузовики"? Видимо, это попытка оказать на нас давление изнутри. Точно так же, как они пытаются оказывать давление через жителей, которые не могут вылететь на отдых или по делам", – считает министр.
Кондратович подчеркнул, что ждать от литовских министров официальных контактов с белорусскими коллегами не стоит. Проблема с грузовиками будет решаться исключительно на уровне пограничников.
"Они [представители двух стран] встречались на уровне пограничников, когда мы говорили о закрытии границы, чтобы не допустить отправки воздушных шаров. Их аргумент – это то, что это не их зона ответственности. Возможно, так оно и есть, ведь у пограничников там не так много функций, как у наших, там все по-другому, но сигнал им был послан. Мы не видим никакой реакции, возможно, были задержания, хотя воздействие воздушных шаров продолжается", – сказал министр.
Глава МВД признал, что, несмотря на усилия пограничников и военных, полностью пресечь деятельность контрабандистов не получается. В связи с этим власти продолжают давить на Минск на уровне Евросоюза.
"Сегодня, по сути, мы можем только реагировать… У меня нет информации о том, что белорусская сторона пытается пресечь запуск воздушных шаров. И это одно из доказательств того, что это гибридная атака. Своим бездействием они способствуют тому, что происходит", – считает министр.
При этом Кондратович не видит оснований полностью закрывать границу с Беларусью.
"Все нужно оценивать, но МИД оценивает необходимость. Сегодня мы не видим такой необходимости, но это не значит, что мы не увидим ее завтра…У нас есть международные обязательства в отношении калининградского транзита. Мы также должны проанализировать возможное влияние белорусского режима на литовских граждан, находящихся в Беларуси или имеющих там бизнес. Граждане должны понимать, что ситуация с грузовиками показывает, что там никто не в безопасности…" – пояснил он.
Также Литва не может полностью дистанцироваться от Беларуси, потому что в таком случае лишится потенциального партнера в лице белорусского народа.
"Есть немало родственных связей. У меня был прием в правительстве, и люди из нашего района Гервечяй плакали, что не могут поехать к родителям, хотя эта община всегда отстаивала литовскую идентичность и говорила по-литовски. Поэтому, если мы закроем границу, эти анклавы, которых немного, но они есть, окажутся в изоляции. И мне кажется, что это закрытие, изоляция ничего не решает", – сказал Кондратович.
Однако министр добавил, что при необходимости границу с Беларусью должна закрывать не только Литва, но и все остальные страны Евросоюза, граничащие с этой страной.
Напомним, Литва с 30 октября до 30 ноября (до 1:00 мск 1 декабря) закрыла пропуск автотранспорта через границу с Беларусью. Литовская сторона обосновывала приостановку движения транспорта "инцидентами" с проникновением в литовское воздушное пространство метеозондов с контрабандой.
Беларусь дала разрешение на выезд литовского грузового транспорта только через литовский участок границы, чтобы не создавать очереди на других направлениях, но 10 ноября выезд был приостановлен.
Застрявшие в Беларуси после закрытия Литвой границы литовские грузовики были перемещены на спецстоянки вблизи пунктов пропуска "Каменный Лог", "Берестовица", "Бенякони", "Котловка". Из гуманитарных соображений водителям предоставили возможность покинуть территорию Беларуси и вернуться к месту постоянного проживания до возобновления работы границы Литвой.
Литовская сторона возобновила движение через КПП "Шальчининкай" и "Мядининкай" 20 ноября. Однако грузовики остались на спецстоянках в Беларуси. Минск потребовал обсудить возвращение транспорта в Литву путем переговоров на дипломатическом уровне, на что Вильнюс не соглашается.