Проект создания самолетов на водородном топливе был достаточно перспективным и амбициозным с промышленной точки зрения, но Латвии, да и всей Прибалтике в целом, он не по зубам, заявил политолог, руководитель центра экспертного сопровождения политических процессов Алексей Ярошенко.
В Латвии ликвидируют предприятие Fokker Next Gen Latvia, созданное на территории Лиепайского аэропорта для производства пассажирских самолетов с водородным двигателем. Как следует из официальных данных, за неполный год работы компания понесла убытки в размере 135 474 евро, в ее штате числится один сотрудник, хотя при открытии предприятия планировалось создание не менее ста рабочих мест.
"Когда прибалтийские страны вступили на путь европейского развития, одним из главных условий было уничтожение промышленных мощностей. В Прибатике все убиралось под нож: "старым" европейцам не нужна была конкуренция, они нуждались в рынках сбыта", - напомнил эксперт.
По его словам, когда закрылись предприятия, то и большой пласт инженеров с советским образованием из Прибалтики уехал: качественное образование оказалось востребовано на Западе и не востребовано в Латвии.
"И когда десятки лет спустя Латвия попыталась запустить такой амбициозный проект, оказалось, что нет ни специалистов, ни производственных мощностей. По-другому не могло быть, потому что Латвия сознательно к этому шла", - подчеркнул Ярошенко.
Он отметил, что производство водородного топлива требует щепетильного подхода.
"Его получают путем длительных физических и химических манипуляций, для этого нужны серьезные заводы и сильная инженерная школа. Приехал голландский инвестор, привезли деньги и технологии, но оказалось, что на месте нет качественных кадров и производственных мощностей, и водородное топливо придется завозить. А это делает процесс нерентабельным", - объяснил политолог.
Вот так перспективный проект похоронен из-за того, что Латвия на подобные вещи не способна, заключил Ярошенко.