Два члена SEPLP хотят сами выбирать себе третьего коллегу

Сейм отклонил уже второго за этот год кандидата на пост члена Общественного совета по электронным СМИ (SEPLP), выдвинутого по итогам конкурсного отбора Советом по реализации меморандума о сотрудничестве между негосударственными организациями и кабмином
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 17 ноя — Sputnik. Летом был отклонен бывший руководитель LTV Иварс Белте, а Сейм не поддержал ранее уже четыре года возглавлявшего SEPLP Яниса Сиксниса.
Теперь, после двух безуспешных попыток выбрать третьего члена совета, SEPLP хочет сам участвовать в назначении нового члена. Фактически это означает, что действующие члены Уна Клапкалне и Санита Уплея-Егермане хотят выбрать себе коллегу сами, что противоречит нынешней практике выбора членов, когда трех кандидатов выдвигают разные силы - президент, Сейм и Совет по реализации меморандума.
Вероятно, основной причиной неизбрания Яниса Сиксниса в SEPLP cтали протесты Уны Клапкалне - бывшего председателя правления Latvijas Radio. Она написала фракциям письмо, в котором охарактеризовала прежний опыт работы с Сикснисом как неконструктивный, а стиль его управления - хаотичным и непродуманным. У членов совета были разногласия, а атмосфера была токсичной. В случае избрания Сиксниса она грозила уйти в отставку.
Письмо депутатам Клапкалне отправила 10 ноября - в момент, когда СЗК еще не принял окончательного решения по кандидатуре Сиксниса. Сразу после этого на заседании коалиции СЗК объявил, что поддерживать Сиксниса не будет. Неделей ранее в профильной комиссии Сейма продвижение Сиксниса большинство уже отклонило - "за" проголосовали только представители "Прогрессивных" и "Нового Единства".
"Мне действительно ничего не было известно о том, что именно ко мне лично у Уны Клапкалне такая огромная неприязнь. Для меня это было настоящим сюрпризом. Уже после того, как я выиграл второй конкурс, мне, конечно, стали приходить сообщения, мол, Уна Клапкалне в беседах с политиками и вообще с людьми говорит, почему для нее это неприемлемо и что она уйдет, если меня утвердят", - прокомментировал Сикснис.
"И я ей позвонил и сказал: "Неужели, Уна, все настолько плохо, что ты не можешь со мной вместе работать?". Она напомнила мне о ситуациях, какие были тогда, когда мы сотрудничали. Я согласился, да, что у нас действительно иногда были несколько более сложные разговоры. Особенно по вопросам объединения [общественных медиа], где Уна Клапкалне, конечно, представляла большую часть сотрудников радио, которые скептически относились к объединению. Но сейчас, когда все это позади, я сказал, что не вижу вообще ни одного вопроса, по которому у нас могли бы быть разногласия", - поведал он.
Обиженная на нелестную оценку Клапкалне грозит уйти из SEPLP, если туда придет Сикснис
Кандидатуру Сиксниса в итоге отвергли оппозиционные партии и СЗК, а "Новое Единство" призвало его отозвать свою кандидатуру, чтобы уберечь себя от неприятных заявлений в дебатах Сейма, с чем он, однако, не согласился.
Тем не менее обращение Клапкалне к политикам за кулисами Сикснис считает неприемлемым: "Если честно, после всего этого у меня есть сомнения, должна ли она вообще быть в совете общественного медиа, все ли там в порядке с системой ценностей для такой должности - надзора за общественными медиа".
Нынешняя глава SEPLP Санита Уплея-Егермане - единственная, кто остался в совете из прежнего состава. Она не считает, что новая коллега Клапкалне сделала что-то предосудительное. О такой позиции коллеги в отношении Сиксниса она знала, да и без письма этого не могли не догадываться, к примеру, депутаты, работавшие в комиссии Сейма по правам человека и общественным делам и видевшие разногласия бывшего председателя SEPLP и правления Latvijas Radio.

"Потому что эти депутаты - те, кто принимает решения в том числе, - я бы сказала, и в министерствах, и в НГО, и из числа партнеров по сотрудничеству, и внутри общественных медиа видели и знают, какими были отношения между Янисом Сикснисом и Уной Клапкалне и как вообще работал совет в прежнем составе. Это ведь не секрет", - сказала она.
Уплея-Егермане напоминает, что и она весной прошлого года написала заявление об уходе из состава совета, которое позже отозвала. Можно понять, что главным поводом тогда был другой бывший член совета - Янис Эглитис. "Я с Янисом Сикснисом работала. Я отработала четыре года, я могла бы работать [и дальше]. Я это говорила, не скрывала. Никаких ультиматумов не выдвигала, как бы тяжело нам ни приходилось. И у нас с Янисом Сикснисом мнения расходились, но мы могли все обсудить без повышения голоса, без каких-либо [сцен]. Но здесь легко не было, в том числе потому, что был еще третий член совета..." - вспоминает Уплея-Егермане.
Сама Клапкалне не считает, что ее условия, поставленные политикам, могли породить опасения насчет какой-то скрытой сделки, - по ее словам, она была готова рассказать об этом и публично, но до сих пор никто об этом не спрашивал. Ей кажется само собой разумеющимся, что в управлении общественными медиа требовались "новые ветра", поэтому и в совете большинство должны составлять новые люди. Уходить с должности сейчас она не намерена, а при выдвижении нового кандидата Совету по реализации меморандума следовало бы учитывать и мнение нынешних членов SEPLP, считает Клапкалне. Обещание уйти, если будет назначен Сикснис, она не считает ультиматумом - это был бы логичный шаг, так как их опыт и компетенции во многом совпадают.
Выступавший против полного облатышивания общественных СМИ Сикснис не попадает в SEPLP
"Меня немного удивляет, если учитывать, что Латвия очень маленькая страна и мы хорошо знаем друг друга в медийной среде, что Совет по реализации меморандума, организуя этот отбор, по сути, нас туда не включил. SEPLP как совет, как орган, которому предстоит работать вместе с тем человеком, которого отбирают, - говорит Клапкалне. - И тогда мы, наверное, рассказали бы, каковы наши приоритеты, как мы видим задачи совета на четыре года и какие компетенции у нас уже есть, а каких не хватает. Я вполне конкретно могу сказать, чего нам не хватает - это юридических знаний, понимания законодательства".
И Клапкалне, и Уплея-Егермане подчеркивают, что третий член совета, безусловно, необходим и его нужно назначить. Поэтому они выступали против предложения оппозиции сократить численность членов SEPLP, исключив из нее кандидата, выдвигаемого Советом по реализации меморандума.
Представитель Нацблока Юргис Клотиньш, который был первым подписантом отклоненных поправок, работает в профильной комиссии Сейма. Он рассказывает, что идея пришла от каких-то не названных по именам медиаэкспертов и от поступавших косвенных сигналов из SEPLP. "Они пришли с этим заявлением, что, честно говоря, меня удивило, потому что до этого информация подавалась так, что они могут работать и в составе двух человек. Ну, это их позиция, в какой-то момент они, возможно, изменили свое мнение" - так теперь Клотиньш комментирует возражения SEPLP против предложения.
Представитель СЗК в комиссии Августс Бригманис считает, что представитель, выдвигаемый общественными организациями, должен продолжать работать в SEPLP и впредь. В случае Сиксниса, впрочем, на позицию СЗК действительно повлияла и позиция Клапкалне. "Лично у меня к нему как к человеку отношение совершенно нейтральное. Сколько мне приходилось с ним общаться, человек приходил, высказывал свое мнение и делал свою работу. Но здесь преобладает другое соображение, и я еще раз напомню: это живой организм, этот SEPLP, который должен функционировать в унисон, едино", - объясняет Бригманис.
Председатель комиссии Сейма по правам человека депутат Лейла Расима из "Прогрессивных" подтверждает, что Клапкалне еще весной в беседах с фракцией выражала нежелание работать вместе с Сикснисом, однако подчеркивает: "Но есть еще один момент, который надо учитывать: мы со своей стороны, Сейм, не можем обещать, что будем вмешиваться в работу Совета по реализации меморандума. Разумеется, мы не могли и предсказать, какими будут кандидаты, которых выдвинет совет. Мы видим, что в первый раз они выбрали другого кандидата и выдвинули его, и тогда Сейм его не утвердил. Это, на мой взгляд, уже был первый тревожный сигнал о том, что мы не доверяем кандидату, выдвинутому советом, а во время заседания забрасываем его грязью, беспочвенными обвинениями и таким образом снимаем с повестки. Сейчас у нас уже второй кандидат, которого выдвигает Совет по реализации меморандума, и снова происходит то же самое".
На заседании Сейма за Сиксниса проголосовали "Прогрессивные", "Новое Единство" и - неожиданно - "Стабильность", хотя ранее фракция заявляла, что за этого кандидата голосовать не будет. Хотя в дебатах представители крупнейшей коалиционной фракции "Новое Единство" высказывали и критику в адрес письма Клапкалне - что ее заявления не являются профессиональными и соответствующими должности сотрудника коллегиального органа, - маловероятно, что ее пребывание на посту в SEPLP реально было под угрозой.
Это следует и из слов руководителя фракции "Новое Единство" Эдмундса Юревицса: "Сам факт обращения к депутатам я не осуждаю. То, что содержание, конечно, можно оценивать и трактовать по-разному, с этим я могу согласиться, но, думаю, сейчас было бы... Самым плохим вариантом, на мой взгляд, сегодня было бы, если бы мы, с одной стороны, не утверждаем господина Сиксниса, а с другой - еще кто-нибудь в Сейме попытался бы отстранить госпожу Клапкалне. (...) Думаю, сейчас для нас важно, даже после этого отрицательного голосования, попытаться сохранить работу SEPLP и назначить человека, у которого будет и авторитет в медийной среде, и поддержка в парламенте".