РИГА, 14 ноя — Sputnik. "Проблема, которая беспокоит общественность, вероятно, в том, что в последние годы таких громких дел не было. Я задумался о том, почему исторически непрерывно были громкие задержания, высокопоставленные чиновники оказывались втянутыми в уголовные процессы... К сожалению, некоторые из них к уголовному преследованию не привели, но работа в этом направлении велась. В настоящее время таких громких дел нет", — отметил Мейстерс.
По его словам, возникает вопрос: означает ли это, что в Латвии больше нет коррупции на высшем уровне или существуют какие-то проблемы, препятствующие ее раскрытию?
"Очевидно, преступные лица тоже становятся хитрее. Им известны методы, с помощью которых преступления раскрывались в прошлом. Схема становится все сложнее, и это требует больше ресурсов от следователей и оперативников. Так все же – да или нет? И чего нам не хватает, чтобы мы все же могли выявлять эти случаи коррупции на высшем уровне и привлекать виновных к ответственности? Вот в чем нам предстоит разобраться вместе с БПБК: чего-то не хватает, нужно ли переориентировать эту работу или сказать, что там все в порядке, и мы обратимся к другим направлениям деятельности", – сказал Мейстерс.
Он отметил, что сейчас дела, которые расследует БПБК и о которых ему известно, носят преимущественно экономический характер: что-то было растрачено, что-то сделано неэкономно, кто-то превысил полномочия – это не коррупция в традиционном понимании и не то, чего можно было бы ожидать от БПБК.
"Возможно, я не знаю о каких-либо целях или задачах, поставленных государством. Поэтому прежде всего я хочу понять, все ли в порядке и как прокуратура может помочь", – заключил Мейстерс.
Ранее Мейстерс также критиковал действующую практику уголовного судопроизводства.
"Я нигде не сталкивался с таким бюрократизированным и перенасыщенным ненужными действиями уголовным судопроизводством, даже при общении с зарубежными коллегами. В суде дела не рассматриваются так педантично, они не перенасыщены такой организационной деятельностью – отводами на слушаниях, ходатайствами. Есть дела, которые рассматриваются уже четыре года, а прокурор до сих пор даже не зачитал обвинения!" – заявил Мейстерс.
По его мнению, попытки предыдущего генпрокурора Юриса Стуканса улучшить работу судов ни к чему не привели.
"Да простит меня господин Стуканс, все это фактически превратило судебный процесс в кошмар. Теперь получается так: раньше прокурор играл решающую роль. Он представил доказательства, он обосновывает обвинение в суде доказательствами. Сейчас прокурор сидит в качестве статиста, а адвокаты высказываются, задавая сотни вопросов об одном и том же. Суд и прокурор сидят днями и наблюдают, как адвокаты высказываются, задают формальные вопросы, которые ничего не дают ни одной из сторон", – сказал Мейстерс.
Напомним, Совет по делам юстиции принял решение выдвинуть Арминса Мейстерса, старшего прокурора прокуратуры Рижского судебного округа, на должность генпрокурора.
Согласно закону, генерального прокурора на пять лет назначает Сейм по предложению Совета по делам юстиции.
В повторном конкурсе на должность генерального прокурора подали заявки Арминс Мейстерс, действующий генеральный прокурор Юрис Стуканс, судья Конституционного суда, бывший прокурор Юрис Юрисс, а также бывший прокурор Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и других отраслей Янис Илстерис.