Латвийцы вынуждены тщательно планировать покупки и отказываться от деликатесов

Большинство жителей Латвии все еще ощущают последствия роста цен на продукты питания – многие признают, что им приходится тратить больше на еду, но при этом ассортимент товаров сокращается. Растет число людей, вынужденных тщательнее планировать покупки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 ноя - Sputnik. По данным исследования банка Citadele, рост цен на продукты питания затронул почти 80% латвийских домохозяйств. При этом каждый четвертый признается, что ему пришлось отказаться от некоторых привычных продуктов из-за значительного роста расходов. И лишь менее пятой части домохозяйств не ощущают никаких изменений в своих ежедневных расходах на продукты питания. Рост цен на продукты питания в Латвии по-прежнему заметен — большинство жителей столкнулись с необходимостью скорректировать свои потребительские привычки и более тщательно планировать покупки.
В целом, 25% респондентов признают, что расходы на продукты питания значительно выросли, а еще 30% описывают их как "незначительно выросшие". Еще 23% указывают, что расходы выросли, но они по-прежнему могут позволить себе покупать все, как и прежде. В то же время 18% жителей не заметили существенных изменений, и лишь 3% утверждают, что расходы на продукты питания даже сократились.
Данные опроса ясно показывают, что рост цен на продукты питания по-прежнему ощущается практически в каждом домохозяйстве — хотя некоторым людям удалось сохранить прежние покупательские привычки, все больше жителей вынуждены более тщательно планировать свои покупки и оценивать цены на продукты.
Цены на продукты питания в Латвии все еще не подвластны чиновникам
Экономисты объясняют, что жители по-прежнему тратят деньги осторожно, несмотря на рост доходов. Инфляция в странах Балтии в этом году остается выше, чем в среднем по еврозоне, где она равна около 2%. В Латвии и Литве она превышает 4%, а в Эстонии – 5%.
"В Латвии ценовое давление было обусловлено, в частности, ростом цен на продукты питания, расходами на жилье и энергоносители по сравнению с предыдущим годом", – отмечает главный экономист банка Citadele Пургайлис. Он поясняет, что, несмотря на общее улучшение потребительских настроений (на это повлияла геополитическая неопределенность начала года, но начиная со второго квартала наблюдается рост оптимизма), финансовые привычки населения по-прежнему указывают на осторожность, а рост потребления остается умеренным.
Это подтверждают и данные по розничным продажам: товарооборот в сентябре увеличился на 2,6%. По словам экономиста, статистика выявляет противоречие между финансовыми возможностями жителей и их потребительскими привычками. Несмотря на рост сбережений на банковских счетах, многие предпочитают откладывать крупные покупки и более тщательно планировать расходы. Деньги не инвестируются активно в экономику, а их оборот замедляется.
Особенно это заметно в потреблении продуктов питания – статьи расходов, с которой люди сталкиваются каждый день. Даже небольшое повышение цен создает ощущение, что "все подорожало", и жители интуитивно начинают отказываться от менее необходимых продуктов питания, деликатесов или продуктов премиум-сегмента. Кроме того, часть прироста доходов в холодное время года уходит на оплату коммунальных услуг, оставляя меньше свободных средств для повседневного потребления.
Женщины и люди среднего возраста чаще всего ощущают влияние роста цен на продукты питания. Данные показывают, что женщины чаще мужчин ощущают необходимость ограничить свои покупки: 26% женщин отказались от некоторых продуктов по сравнению с 24% мужчин.
Смогут ли латвийцы реально ощутить на себе снижение ставки НДС на продукты
Рост расходов был наиболее выражен среди жителей в возрасте от 30 до 39 лет — 30% этой группы указали, что расходы на продукты питания значительно увеличились. Между тем молодые люди до 29 лет оценивают ситуацию относительно легче — 41% признают, что расходы немного выросли, но лишь каждый пятый ощущает существенный рост цен.
Пожилые люди в возрасте от 60 до 74 лет чаще подчеркивают, что, хотя их расходы увеличились, они по-прежнему способны сохранять свои обычные покупательские привычки (28%).
Данные регионального опроса показывают, что сильнее всего рост цен на продукты питания ощущают жители Латгалии – 30% опрошенных признаются, что им пришлось отказаться от некоторых привычных продуктов. Аналогичная ситуация в Курземе – 28% жителей отмечают существенный рост расходов, тогда как в Риге и Видземе этот показатель составляет около 24%. Земгале же выделяется противоположной тенденцией — здесь 6% жителей отмечают снижение расходов, что является самым высоким показателем в стране.