Политолог: существенных изменений в правительстве до выборов в Сейм не произойдет

Скорее всего, значительных изменений в составе правительства до выборов в Сейм не будет, такое мнение высказала Лелде Метла-Розентале
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 8 ноя — Sputnik. Политолог и преподаватель факультета социальных наук Рижского университета Страдыня Лелде Метла-Розентале считает, что победителями из эпопеи со Стамбульской конвенцией вышли "Новое Единство" и "Прогрессивные". Оппозиционные "Объединенный список" и Нацобъединение проиграли, а коалиционный Союз "зеленых" и крестьян понес самые большие детали. Оппозиционная "Латвия на первом месте" осталась при своих идеях и своем электорате.

Неясны коалиционные комбинации и приближаются выборы

Эксперт отметила, что нынешнее правительство нельзя назвать выдающимся, однако математически мало возможностей создать лучшее, учитывая существующие условия. Например, Национальное объединение и "Прогрессивные" между собой несовместимы, есть сомнения, что Нацобъединение захотело бы входить в правительство вместе с партией "Латвия — прежде всего" (LPV). Кроме того, подобную комбинацию не рассматривают ни "Новое Единство", ни "Прогрессивные".
Сейм не выдержал давления: вопрос о выходе Латвии из Стамбульской конвенции отложен
Политолог подчеркнула, что неясно, какая из политических сил за сравнительно короткое время до выборов готова взять на себя формирование нового правительства, учитывая, что это может негативно повлиять на отношение избирателей.
Если партии, находящиеся в правящей коалиции, сохранят свои позиции в парламенте, они могут указывать на недостатки, проблемы и нерешенные вопросы, однако, оказавшись у власти, им придется начинать реализовывать собственные идеи, что может быть сложно из-за приближающихся выборов, — пояснила Метла-Розентале.
По ее мнению, это может снизить интерес политических сил к смене правительства. Она допустила, что может возникнуть правительство меньшинства, которое будет собирать возможное большинство в Сейме перед каждым голосованием. Или же правительство меньшинства, способное принимать только повседневные решения, но не те, по которым в парламенте существуют значительные разногласия.
"Все это говорит, что на данный момент мы не можем прогнозировать существенные изменения в правительстве до выборов в Сейм. Возможно, произойдет какая-то ротация министров, но пока об этом трудно судить, потому что партии все еще пытаются прийти в себя после шума вокруг Стамбульской конвенции и понять, кто на каких позициях находится", — сказала политолог.

Снизит ли напряженность СЗК?

По ее мнению, следует наблюдать, как пройдет принятие государственного бюджета на следующий год, какие возражения выскажет Союз "зеленых" и крестьян (СЗК), какие предложения он внесет и насколько настойчиво будет их отстаивать. Метла-Розентале отметила, что в последние дни риторика СЗК стала спокойнее, возможно, потому что партия осознает свои не слишком выгодные позиции.
По мнению политолога, СЗК оказался в неловком положении, поскольку оппозиционные Национальное объединение и "Объединенный список" отошли от своих первоначальных позиций по вопросу Стамбульской конвенции.
Метла-Розентале упомянула слова представителей СЗК, что политическая сила не хочет оказаться "в одной колонке" с партиями LPV и "Стабильности!", которые отвергают Стамбульскую конвенцию.
По ее мнению, первоначальный замысел СЗК увеличить поддержку избирателей, возможно, не реализовался, и теперь риск потерять влияние в правительстве может побудить их снизить напряженность. С точки зрения политолога, электорат СЗК, вероятно, лучше воспримет конструктивную работу в нынешнем правительстве, чем создание полной политической кризисной ситуации.

Кто выиграл и кто проиграл в эпопее со Стамбульской конвенцией?

Политолог отметила, что выигравшей стороной в этой ситуации в целом является партия "Новое Единство". Хотя премьерская партия получила много критики за неспособность консолидировать правительство, все же именно "Новое Единство" вместе с "Прогрессивными" добились того, что по крайней мере на данный момент Стамбульская конвенция в Латвии не была отменена, подчеркнула политолог.
Также она пояснила, что позиция обеих партий и реакция общества показывают связь с предстоящими выборами и возможным выбором избирателей.
По мнению политолога, единственная политическая сила, которая ничего не потеряла в этом процессе, — это партия "Латвия на первом месте" (LPV), которая сознательно инициировала отмену Стамбульской конвенции, и ее электорат, скорее всего, полностью согласен с позицией депутатов LPV, изложенной в контексте обсуждения конвенции.
Говоря о проигравших, Метла-Розентале отметила, что ими стали как "Объединенный список", так и Национальное объединение, поскольку, например, латыши за рубежом были возмущены позицией NA по вопросам прав человека.
Вердикт экспертов: правительство Силини направило Латвию на неверный курс развития
Также предприниматели, которые ранее поддерживали "Объединенный список", выразили непонимание по поводу столь внезапных радикально-консервативных действий.
По ее мнению, хуже всего в глазах избирателей выглядит Союз "зеленых" и крестьян, так как эта политическая сила изменила свою первоначальную позицию и не участвовала в голосовании за отмену Стамбульской конвенции.
"Сейчас СЗК старается объяснить, что они вовсе не хотели не поддерживать Стамбульскую конвенцию, и что на самом деле это было давление со стороны LPV, которому СЗК не смогли не поддаться. На мой взгляд, это свидетельствует, что СЗК хочет сказать своим избирателям: возможно, действия партии были не столь правильными, как это казалось вначале, — сказала политолог.
Метла-Розентале подчеркнула, что "Объединенный список" и Нацобъединение использовали Стамбульскую конвенцию как инструмент, чтобы раскачать правительство и показать своим избирателям, "насколько правительство не способно работать и в какой степени оппозиция может влиять на происходящие процессы".
Кроме того, если соединить этот аспект с упоминанием консервативных ценностей, можно предположить, что партии пытались убедить консервативно настроенных избирателей, что они действуют в интересах именно этого электората, рассудила политолог.
Она также упомянула слова депутата Сейма и бывшего кандидата от "Объединенного списка" на пост премьер-министра Андриса Кулбергса, сказанные в ходе парламентских дебатов, — что он проголосовал за выход из Стамбульской конвенции из-за возражений против правительства премьер-министра Эвики Силини ("Новое Единство").
По словам политолога, часть политиков воспользовалась группой людей — жертвами насилия — для того, чтобы "отомстить" премьер-министру и нынешней коалиции.
"Уже во время дебатов в Сейме стало очевидно, что отдельные политики не принимали во внимание тот факт, что за Стамбульской конвенцией стоят конкретные человеческие судьбы и жизни. Сама конвенция оказалась второстепенным вопросом — важнее было играть в политические игры, думая и о выборах, и о дестабилизации правительства, отодвигая человеческий фактор на второй план", — сказала Метла-Розентале.